Наконец-то на ТВ прозвучал вопрос гамлетовского масштаба – стучать или не стучать? Им озадачился в своей программе «Честный понедельник» видный инженер человеческих душ Сергей Минаев. Главным ее героем стал некто Александр Борзенко, народный мститель, он же добровольный помощник прокуратуры. Каждая непогашенная сигарета или несанкционированная горка мусора возбуждает его до состояния, близкого к писательству – он начинает строчить доносы в соответствующие органы. Голосующий народ в студии с большим энтузиазмом классифицировал поведение Борзенко как акт гражданской ответственности. А мужественный и одновременно величественный Геннадий Гудков, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности, мужественно и одновременно величественно пожал ему руку за опять же высокую гражданскую сознательность.
Появление данного сюжета вполне мотивировано. Мы давно движемся вперед с повернутым назад лицом, неукоснительно выполняя оруэлловский завет: кто управляет прошлым, управляет будущим. Рифмы времен вещь, конечно, относительная, но весьма показательная. Тем более что вал подобных рифм растет с угрожающей силой.
Дебаты о доносе как важном инструменте государственной безопасности – первая ласточка. Второй стал Владимир Жириновский, триумфально вернувшийся на телевизионный подиум в качестве не шута, но короля любого шоу – от развлекательной программы Диброва «Кто хочет стать миллионером?» (где он, играючи, легко развенчал Пушкина) до тяжеловесов типа «Гордон Кихот» и «К барьеру!», где он предстает главным защитником русского народа. А подобная публичная защита у нас неизменно оборачивается известно чем. «Намекните, что вы не еврей» — легендарная фраза раннего Войновича вновь стала актуальной. Передачи покатились по давнему сценарию – Жириновский в компании хоть Гордона, хоть Соловьева сличал имена, фамилии, явки, проценты еврейской крови. И даже гневный возглас актера Александра Мохова: «Какие унизительные формы принимает русский патриотизм. Мне неловко слушать Владимира Вольфовича», — не смог прервать столь увлекательного занятия.
Но вот что интересно. Во время дебютных дефиле г-на Ж. в ранние девяностые и ведущие, и ведомые прекрасно понимали смысл и назначение места, отведенного ему на политической сцене. Не то теперь. Главным лейтмотивом всех программ с участием видного депутата становится его неотразимая харизма и великий талант. Последний не устают с равным восторгом славить и мрачный деятель искусств Гордон, и трепетный поэт Андрей Дементьев.
Достойное место в рифме времен занимает разгорающаяся с новой силой антиалкогольная кампания на ТВ. Началась она с роликов социальной рекламы. Нервные клетки, которые тысячами умерщвляются благодаря всего лишь ста граммам водки; обезображенное сердце и уничтоженная поджелудочная железа, весь этот кошмар в жанре триллера заставляет внимательней присмотреться к каждому не вполне трезвому прохожему. Вот идет он, бедный, по весенней Москве и не знает, что его эритроциты уже давно слиплись в один ком… Антиалкогольная кампания состоит из большого количества социальных роликов, из десяти документальных фильмов и последующего обсуждения на ток-шоу «Общее дело».
Самое интересное в новом благом начинании – имя идеолога и автора проекта. Это архимандрит Тихон (Шевкунов), обретший широкую известность благодаря документальному сочинению «Гибель империи. Византийский урок». И не только. Его упорно называют духовником Владимира Путина. Пока суть массированного проекта не очень ясна. На ток-шоу под руководством отпрысков двух великих литературных фамилий, Марии Шукшиной и Петра Толстого, идет сколь горячее, столь же бесплодное обсуждение темы. Можно рассуждать о вреде алкоголизма, а можно – о пользе солнца и чистой воды. И что это меняет в нашей жизни? Слишком еще сильна в нас память о предыдущей аналогичной кампании и ее последствиях. И, кстати, ответ на вопрос о том, чего она больше принесла, пользы или вреда, до сих пор, как я понимаю, остается не проясненным для весьма пьющего электората.
Есть еще один немаловажный аспект. Даже малое дитя знает – ничто в нашей второй реальности не происходит спонтанно. Когда в обществе тотально отсутствует прозрачность, главным форматом анализа становится гадание на кофейной гуще. Что стоит за «Общим делом»: то ли новая инициатива правительства, то ли борьба антиалкогольного лобби с алкогольным, то ли стремление отвлечь народ от усиливающегося кризиса? Ведь серьезный разговор должен затрагивать не только вершки, но и корешки, что в ток-шоу невозможно по определению. В лучшем, идеальном случае это сосуд для выпускания пара. И кто и как расставляет приоритеты в перечне национальных бед? Архимандрит Тихон считает, что главная угроза нации — алкоголизм. А я, например, до сих пор не приду в себя после одного увиденного в новостях сюжета: в подмосковном роддоме крысы бросаются на малюток. Вид этих окровавленных истерзанных грудничков, с моей точки зрения, едва ли не самый страшный обвинительный акт власти, при которой возможно подобное варварство неподалеку от Москвы.
Так что общих дел у нас не меньше, чем алмазов в каменных пещерах. Но пока в повестке дня значатся только доносы, Жириновский и антиалкогольная кампания. Почему? Если бы знать, как говаривали три чеховские сестры.