Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Смерть великого города

Москва расползается, как корова на льду. Это про всё — снег, лед, пробки, Москва как Московия, которая сама уже не очень верит что она до Тихого океана (там что-то как-то украли перед саммитом АТЭС — а доскачи разберись). Она уж не уверена, что и Ставрополье-то ее; тут и геополитика, в которой мы по-взрослому соревнуемся с Нигерией по степени зависимости от нефтяной иглы и по коррупции, и грузины — те, что лениво, но страшно готовят нам ужасную «оранжевую революцию», и т. д.

Свят, свят, свят.

Чтобы не копать глубоко, она ж еще жива, Москва-то, сразу скажу, что речь тут невинно про столичные границы всего лишь. В самом деле: если корова, значит, расползается, стоя на льду без коньков, то лучший способ ей помочь — это, конечно же, залить все площади и дворы вокруг и устроить огромный каток, чтоб она ковыляла, скользила и смешила почтенную публику. Ха-ха-ха. Умора. Шуточка для Петросяна.

Да, вот именно, увеличить Москву. Притянуть к ней за уши леса, поля, проселки и дачи, строительные пыльные убогие рынки с турецкими унитазами, бараки с гастарбайтерами — и Манхэттен обзавидуется.

А Оскар Нимейер умер, и теперь уж не будет он нам живым упреком. Вот бразильцы и додумались, и ума им хватило, и денег как-то собрали, не забоялись, решились — и построили себе новую столицу. Под руководством покойного, который будет нам теперь не живым, но мертвым упреком.

Бразильцы построили, может, самый фантастический город на Земле. In the middle of nowhere, просто ткнули пальцем в точку на карте. Там был центр страны, кусок реальной пустыни, ни дорог, ни аэропорта, ни хоть поселков, даже озерца не было хоть маленького. (Теперь серьезные яхты ходят там по немалому водохранилищу.)

Ну и взялись за работу, обдумав все на 100 лет вперед! Крест-накрест главные проспекты, шириной, кажется, с Черное море или, как минимум, с шаровары запорожца, и с умом спланированные секторы между ними. Кто говорит — крест, кто — птица, если глянуть сверху. И простор, простор! Не нашлось дебила, который бы устроил там точечную застройку. Я был в тех местах лет 20 назад и дивился размаху, наивно думая, что победившая русская перестройка с неукраденной нефтянкой тоже может замахнуться на что-то в таком же духе. Стыдно признаваться в этом сегодня. (После я съездил в Китай, где увидел, как местные вкалывают по 20 часов, пашут на коровах, возят урожай на грузовых ржавых велосипедах, едят куриные пальцы, ночуют в убогих хижинах или на тротуарах и при этом чувствуют себя счастливыми, и мой энтузиазм по поводу построения у нас светлого будущего поутих. Кто ж станет столько вкалывать! И о городах будущего типа бразильской столицы я перестал думать трезво, куда уж.)

Наш великий Неизвестный хотел ехать к Нимейеру, строить с ним этот роскошный город, великий архитектор звал! Эрнст Иосифович мне рассказывал про это с болью как о самом шикарном из упущенных им шансов. Не выпустили его. Приблизительно в то же время, когда на другом конце света строили город будущего, обогнав планету на целый век, наш национальный лидер орал на инвалида войны Неизвестного и громил «педерасов и абстракцистов».

Забавно, что прошло полвека, и при теперешнем лидере у нас тоже всерьез гомофобствуют и душат новое современное искусство («панк-молебны», к примеру).

Наш симметричный ответ Западу с его Бразилиа-Сити — это выдача унылым бывшим колхозным полям справки о том, что они теперь не хухры-мухры, а столица бывшей сверхдержавы. Ну не для того же это было сделано, чтобы дать дружественным застройщикам поднять цены на недвижимость в области на том основании, что это теперь аж столица? Мелко это было бы как-то, пожалуй… И не для того же, чтобы отсылать марши несогласных в деревню Ватутинки, которые теперь же столица?

Но если не злобствовать и не брызгать слюной, то, может, это решение можно назвать мудрым безо всяких кавычек. Люди с серьезным интеллектом — они ведь как? Изучают прошлое, ищут там узловые точки и пытаются предвидеть будущее и избежать былых ошибок, не повторять их. Я вполне себе представляю, что где-то в Кремле, за толстыми стенами, сидят мыслители, пьют чай с лимоном (не с Лимоном!) из ленинских стаканов со сталинскими подстаканниками и кумекают. Значит, куда устремились со всей России беженцы в первую мировую, и в революцию, и в гражданскую, и в 91-м? Понятно, в столицу. А резиновая ли она? Куда ж было размещать этих напуганных, ограбленных, психотравмированных людей? Они просто на головах друг у друга сидели и ночевали на полу в шестиметровых чуланах ввосьмером. И что, опять те же грабли?

Но нет, не зря там у них в Кремле по ночам горят окна. Вот он, город будущего — Новая Москва! Вот где будут ставиться халабуды а-ля Шанхай новыми беженцами! Когда в Кущевке душили и резали женщин и детей и в соседних станицах — тогда еще было не очень понятно. И когда леса горели — смысл скрывался за дымом пожаров. Теперь же, когда русские побежали со Ставрополья, мы убедились в прозорливости кого надо.

Добро пожаловать в Новую Москву, великодержавные и православные! Уж никто более не отдаст вас в отпавших территориях инородцам на растерзание, как это, увы, бывало (20 миллионов русских, по подсчетам Солженицына, было брошено в так называемом ближнем зарубежье). Большая страна, стало быть, вступится наконец за свой народ, и авось не пропадет богоносец…

А какой великий шанс упущен на ровном месте. Не хочется даже думать про это.

Никто ж не ждал от власти, чтоб она наняла вменяемых архитекторов и маловорующих строителей и чтоб они придумали великий город — мы ж не идиоты, чтоб выковыривать из носу такие мысли.

Но можно было отдать под новую жизнь кусок дешевой пустой земли — ну, там, в Тверской безжизненной области, устроенной из неперспективных деревень, где закрывают редкие последние больницы. Или в Сибири. Или на Тихом океане. И т. д. И именно там, а не в лопающейся Москве поставить московское наше безумное Сити, и новый «Военторг» (а старый не трогать), и муляж гостинцы «Москва», и эту, как ее, где стоял «Интурист». «Крокус-Сити». Манежный торговый монстр. «Атриум», который запихнули на пятачок перед Курским вокзалом — как кота в валенок. И «Европейский», который вздохнуть не может перед вокзалом Киевским. И Сколково. И все так называемые элитные многоэтажки, «Дон-строй» и кто там еще их наставил. И многое, многое другое. Это все получилось бы даром против цен на московскую точечную застройку. Великий город XXI века за копейки достался б стране.

Да все недосуг построить.

Царственное чело омрачено великой заботой, которая затмевает все вокруг: как бы не пустить белоленточников в центр старой Москвы. 15-е число на носу… Судьба страны решается, а мы с ерундой лезем.

Новости и материалы
Петербургский пенсионер поверил мошенникам и потерял 5,5 млн рублей
Путин получает данные о ситуации на фронте днем и ночью
Названы три лучших подарка для водителя на Новый год
На Украине сообщили, что будут доставлять депутата Рады на заседания из СИЗО
Ивлееву заподозрили в пиар-скандале с Киркоровым ради возвращения на ТВ
Врачи смогли стабилизировать состояние гражданки РФ, пострадавшей при крушении самолета
Житель Башкирии на авто разнес ледовый городок и попал на видео
Бразилия присоединилась к расследованию крушения самолета в Актау
Дана Борисова опубликовала честное фото в бикини: «Больше не хочу быть жертвой Оземпика»
Десять килограммов кокаина в лошадиных седлах нашли в аэропорту Барселоны
В Грузии объяснили, в чем сходство «майдана» на Украине и протестов в Тбилиси
Президент Финляндии поддержал арест танкера с нефтью из России
Apple выпустит в Японии уникальный гаджет
Названы суточные потери ВСУ в Курской области
В АТОР сообщили о судьбе новогодних туров в Анапу после разлива мазута
ФСБ опубликовала кадры с места задержания исламистов, планировавших теракт в Москве
Бразильские специалисты приедут в Казахстан, чтобы изучить место крушения самолета
В Казахстане рассказали о состоянии пострадавших при крушении самолета AZAL
Все новости