Чтоб кого-то понять — надо что? Слушать разговоры (его и про него) и читать объективки? Ну или там допрашивать? Прослушивать? Как учили в школе (под школой я тут понимаю высшую школу КГБ)? Ну, это детский сад и массовая культура, на которых далеко не уедешь. В правильную сторону не уедешь, куда надо. А в болота забраться (в питерские, к примеру) — так это легко.
Бесполезно разговаривать с человеком: он ведь сам не знает, чего ему надо и какой он. Он может только пиарить себя, не более.
Люди, большинство не то чтоб туповаты — ну что вы! — просто не очень сообразительны. Они простодушны. Они пробалтываются сплошь и рядом. Проекция и все такое.
Когда они говорят что-то о других, то чаще всего они рассказывают о себе, думая, что другие такие же, как они, и полны тех же ужасов, страхов, комплексов и диких желаний.
Начну издалека, с простого примера. Понятно же, что идиотские (извините, если кого обидел) турникеты в трамваях придумал и воплотил в жизнь страшный клептоман. Который думает, что любой гражданин, когда за ним никто не подсматривает, непременно украдет — как же иначе. А кто придумал выступать за запрет ношения оружия? Какой-нибудь мент, который убежден, что нормальный человек, как примет 700 г водки (ну а как же нормальному не принять, после смены-то?), непременно побежит в универсам шмалять по сиротам и старушкам из «макарова».
А кортежи, и охрана, и заборы? За ними скрываются люди, которые понимают, что каждый сразу ограбит всякого, у кого есть бабки, если безнаказанно. Как сделал бы скрытый в коконе охраны VIP. А жуткие тюрьмы русские? Некоторые хозяева жизни думают, и не без оснований, что в случае смены режима их самих посадят в мрачные подвалы на цепь. На гнилую капусту, тухлую воду, побои и иные унижения. А эта гульба с дворцами, и миллиардами, и частными самолетами, и с котлами по миллиону-другому долларов! Это чисто блатная тема, когда братан знает, что дальше ничего не будет, и завтра это может кончиться, и бесполезно бабки куда-то прятать, будущего ведь нет и не будет, надо гулять на «малине», пока не вычислили, пока не поймали. В матрас, что ли, зашивать бабки? Завтра какой-нибудь новый пахан примет в интересах населения грабительский закон о вкладах — и кончена гульба. Это я сразу, чтоб два раза не вставать, и об инвестиционном климате.
Что-то похожее описывал Достоевский в «Записках из мертвого дома», когда человек в остроге живет-живет месяцами тускло и голодно (хотя паек тогда в зонах был роскошный, щас такого и в санатории не выдают) и все его шпыняют, но наконец он накопит деньжат или украдет — какая разница — и вот уж ему проносят туда, в застенок, и водку, и колбасу, и блядь проведут. Страшную, конечно, но, тем не менее, и человек гуляет!!! Он непременно должен обпиться, упасть, прийти в самое небожественное состояние — ну а как же иначе можно себе представить счастье? Русскому человеку. Это не я все придумал, а наше «почти все». А для Запада Федор Михалыч поглавней Пушкина.
Значит, потакать своим инстинктам, предаваться именно излишествам, а не просто удовольствиям, и из всех радостей главная — это купить всю вертикаль власти в остроге. Плюнуть на закон, нарушить его по всей строгости, потом дать еще денег и еще плюнуть!
Режим, то есть закон, он для лохов! А кто гуляет сегодня, тому позволено все! Не тварь же он дрожащая, в самом деле, чтоб самому, добровольно, без мента за спиной и без турникета, оплачивать проезд в общественном транспорте.
С Pussy Riot та же история. Восставший народ (не к ночи будет сказано), полагают они, забьет тюрьмы девчатами, которые открывали пасть за ЕР или у которых папаши любовались на свои висящие в шкафу генеральские мундиры с красивыми орденами.
Этот список можно множить бесконечно, и самая смешная из последних штук — это возня вокруг закона об НКО. Шпионы там, агенты, отравление колодцев, распил христианских младенцев на органы и прочее в таком духе. Ну понятно же, кому надо понятно, что иначе как за деньги никто не станет помогать людям! Что Фонд, допустим, демократии — это подотдел ЦРУ, и наши просто забыли вписать в УК статью о том, что пособников демократии надо вешать на площадях, прицепив агенту на грудь соответствующую табличку! Это просто по недосмотру пока что.
Вот так приблизительно, на мой взгляд, работает подсознание в некоторых случаях. На эти мысли меня навело чтение Достоевского и попытки понять, отчего его так любят на Западе — в отличие от России, которой он малоинтересен.
Но не все так плохо, как могло бы показаться, это не ужас-ужас. Заблистала надежда, правда не то чтобы lux ex Orient, а несколько с другой стороны! Вот уж второй процесс по нашим скорбным русским делам проходит в Лондоне! Вот, значит, откуда идет свет правды, и справедливости, и здравого смысла на святую Русь.
Примечательно, что Кремль не отзывает русского посла оттуда, не вводит против Англии санкций, не клеймит ее в ООН, не начинает против нее маленькую победоносную войну типа грузинской. Не нанимает англичан в «Газпром» богатыми консультантами…
Это было бы глупо, ведь все понимают, что все сливается в одном потоке: и скупка русскими там недвижимости, и русские дети в английских школах и университетах, и страшное внимание к преподаванию английского в России (ну не с Америкой же мы, в самом деле, собираемся воевать). Чтоб не забыть — Николашку с его семьей наши доблестные чекисты грохнули в подвале, а убиенные приходились родней британскому королевскому дому…
Нашим на все наплевать, а англичане про наших героев-маньяков ох не забыли, не забыли! Их Майкл Кентский, которого, помню, лет двадцать назад показал по ТВ Евгений Киселев, — он и возможный новый русский монарх, он ведь православный (мать — гречанка), и военный, и родственник Романовым, но и... призрак убитого Николая Второго — да просто одно лицо, от глаз до бородки! Знаете, ходит по Альбиону такой вот призрак, который все-все знает и помнит, и у наших чекистов волосы, у кого какие еще остались, встают дыбом. Вот он ужас-ужас! В Эльсиноре начинается второе захватывающее представление, уже не Абрамoвич — Абрамович, а Черной — Дерипаска. Вот она жуть, вот экранизация кошмаров!
И они видят, что спасения не будет. На днях Медведев сказал, что не время запрещать правый руль. Да почему ж? Ну, чтоб англичанам было удобней мотаться по нашим дорогам на своих машинах, суды наши дикарские объезжать и решать их участь, например…
Да, друзья, то, что наши начальники с почтением молчат, слушая британских судей, о многом говорит, о многом… И о ситуации, и о них самих.