Коммунистов, конечно, любить не за что, но они зацепили забавную тему, выступив с идиотским предложением внести поправки в гимн страны. (Не нравятся им строчки про Бога, видите ли, мало они церквей взорвали! Пусть восстановят теперь хоть одну своими руками. Или пусть идут взрывают свои райкомы: пусть взорвут их столько, сколько взорвали храмов.)
Конечно, для новой страны хорошо бы завести новый же, с иголочки, гимн (если уж отказались от Глинки), но плюшкинская идея все еще сильна, и у нас всё штопают расползающуюся ткань и собирают сухари, иногда так сразу их складируя в допровский чемоданчик. Забавно, что возле ЗАГСа на проспекте Мира, недалеко от Садового, долгое время функционировал ресторан «Плюшкин». Ситуация похожа на ту, что сложилась вокруг штопаного гимна: свежие молодожены, при параде, – и рядом плюшкинский обед. С ЗАГСом всё счастливо разрешилось, «Плюшкин» закрылся, но разруха все равно продолжается в головах.
Так вот. Хранима ли Богом родная страна? Вопрос поставлен, кажется, верно.
Про Русь иные говорят, что она святая, и если б не она, то мир бы давно погиб. Замечательное убеждение. Я думаю, что с ним проще и веселей жить, чем без него. И легче переносить трудности. Тем, кто ухмыляется, могу адресовать несколько вопросов. Точно ли всё счастье в материальном успехе? Читали ли вы, к примеру, Библию? Баловать детей (да и взрослых тоже) – лучший способ воспитания? И прочее в таком роде.
На самом деле, конечно, материальное не так сильно, как красота и сила идеи. Я тут не только про христиан. И не про шахидов. Но также и про коммунистов, которые давно могли бы (еще при советах) распродать матценности СССР и хорошо заработать, но даже они, материалисты, слишком уж увлеклись абстрактными идеями типа мировой там революции или царства Божия на земле в будущем.
Я про то, что материальные несчастья, с некоторой точки зрения, не обязательно во вред! Может, Создатель специально нас бьет, потому что еще не махнул на нас рукой, а Запад только и держится на молитвах русских старцев – это, повторяю, довольно распространенная точка зрения среди воцерковленных людей.
Есть и такая позиция: страну не спасешь, и всем страждущим не поможешь, но душу-то легко спасти! Страдания в этом бренном мире – чего они стоят против вечной жизни? Путешествуя по русским тюрьмам, выполняя там — каждый свои — профессиональные обязанности с отцом Михаилом из Ардатова, я услышал от батюшки много поучительного. Ну нового, может, и ничего, про все это можно прочитать, но совсем другое дело, когда слушаешь рассказ живого человека о его жизни и его личных духовных практиках. О. Михаил в позапрошлой жизни был русским писателем, в прошлой – эмигрантом и жителем благополучной Германии (жена его — немка из Поволжья), а в жизни настоящей он священник в русской провинции. Вернулся по своей воле: ему пришла в голову мысль, что Россия сейчас на Голгофе, а на Запад Господь уж махнул рукой. О.Михаил дал такую трактовку: сейчас в России ворота и в ад, и в рай раскрыты одинаково широко, и у человека очень широкий и простой выбор. И заманчивый! А на Западе все слишком уж зарегламентировано, и там шаг влево и шаг вправо сделать непросто. (Не берем тут случаи, когда придурки стреляют в универсамах и школах.)
В этом смысле, может, «хороши» и сатанисты, которые хвастают друг перед другом дорогими часами и тем смущают слабые умы. Они не лучше коммунистов, которые взрывали храмы, а теперь бесстыдно напоминают нам о конституционной свободе совести, ах-ах. Или московских чиновников, которые сносят детские площадки (шакалы, у детей последнее отняли) и тупо строят на их месте гаражи, бутики и офисные центры. Думаю, что отдельной строки удостоится в приговоре Страшного суда и наше ТВ, которое проверяет публику на вшивость. Отдельных праведников, которые его не смотрят, уберут от нас, а прочих, боюсь, черти порвут крючьями.
И уж, кстати, в продолжение, в развитие и в закрытие темы.
Вот недавно в газете «Известия» был «круглый стол» по фильму Лунгина «Царь». Один из присутствовавших батюшек (протоиерей Димитрий Смирнов) сказал Ксении Собчак, что за свой «Дом-2» она будет гореть в аду. (Нет бы на какого серьезного противника, да хоть на коммунистов, ему накинуться вместо беззащитной девушки-сироты! Не знаю насчет «Дома-2»: я его не смотрю, разве только безуспешно пытался скачать из интернета что-то вроде «секс на доме-2»).
Далее, говоря об отношениях церкви и государства, кто-то вспомнил святителя Тихона, который отказался признать безбожную власть (Геннадий Андреич, это вас касается! Чем гимн исправлять, вы лучше историю партии перепишите и вставьте туда подробные сведения о злодеяниях коммунистов) и предпочел отдать жизнь. Я встрял с неполиткорректной репликой:
— Мы не спрашиваем, почему все священники тогда не последовали примеру Тихона, почему они не прокляли чекистов, после чего все они были бы расстреляны. Нам, наоборот, приятно, что батюшки выжили и церковь сохранилась!
Меня на круглый стол вообще-то не звали, я просто шел мимо и встрял в разговор.
(Здесь я был вовсе не ироничен, как обычно, а страшно серьезен. Мне никогда не нравилась идея извести всех священников поголовно, даже в старые времена, когда я был атеистом. Кстати, знакомые батюшки не раз мне высказывали мнение, что за борьбу против церкви, которую вела большевицкая власть при попустительстве широкой публики, и была на страну послана напасть – Вторая мировая война. А в наказание! И для вразумления: все помнят, что Сталин провозгласил безбожную пятилетку, 1937–1942, к концу которой в стране не должно было остаться ни храмов, ни попов. Но как раз именно в 42-м коммунисты перестали душить клир и свой людоедский план отменили. Вообще, народ наш по-хорошему мало что способен понять… Но другого народа у меня для вас нет. Версия эта, насчет войны в наказание, – спорная, есть над чем репу почесать, но я же не несу истину, я просто репортер и доношу до вас мнения людей.)
Второй батюшка (протоиерей Максим Козлов) тихо мне ответил, что на самом деле Тихон чекистов не проклинал, он всего только отказался признать большевиков. Лицо его было, как говорится, искажено мукой — я понял, что и его волнует этот вопрос. Этот, в частности, и шире – тот, который поставили перед нами коммунисты:
— Точно ли Россия хранима Богом?
Вряд ли мы быстро получим ответ, но подумать есть над чем. Есть над чем…
Но если она кем-то хранима, то уж точно не коммунистами.