Февраль знаменит в нашей стране главным образом революцией. Которая после вылилась, как это часто бывает, в гражданскую войну. Война эта вроде кончилась — по разным оценкам — году в 1920–1922-м. Слово «вроде» тут не случайное. Потому что по документам как-то все мутно. Где акт о капитуляции? О мире? О перемирии? Нету ничего… Да и суть туманна. Ленин лежит в Мавзолее, Ленинский проспект у нас есть и Ленинградский с одноименной областью тоже, да и знамя у нас, пардон, красное. С «той» стороны есть разве только двуглавые орлы (которые на кремлевских башнях перемежаются звездами) да триколор, да памятник Колчаку в далекой провинции — в Иркутске, к постаменту которого зачем-то приделан профиль парня в буденновке… Есть еще торжественно похороненная царская семья. Вот вроде и все. А чтоб Ленинский проспект переименовать ну пусть не в Деникинский, но хоть обратно в Большую Калужскую, такой и речи нет. Мавзолей стоит себе как ни в чем не бывало… Его не то что не убирают, но даже и денег с Зюганова не берут за рекламу бренда ЛЕНИН, хорошие, наверно, тарифы! Представьте, сколько б слупили с Пепси-колы, вздумай она повесить на Мавзолее свой логотипчик…
Легко сама собой тут встает тема справедливости. На которую нам — в смысле обществу — плевать. Только-только стали временно затихать дебаты про атамана Краснова, про попытки теперешних казаков, верней, того, что от них осталось, реабилитировать своего героя. (Я помню, как с болью мне про это рассказывал Мигель Краснов, из тех самых Красновых, — чилийский отставник — в Сантьяго-де-Чили, пока его не посадили демократы…) Но им напомнили, что так нельзя, ведь Краснов был против большевиков и во вторую мировую сотрудничал с фашистами. Казаки простодушно напоминали, что не от хорошей жизни так повернулось, а после геноцида казаков, который стыдливо назвали расказачиванием (никто, кстати, не называет холокост разъевреиванием). Ничего не знаем, сказали им, был у немцев — и точка, значит, повешен честно. Тяжелая тема, безусловно. Едва подъемная. Все на эмоциях. Я прочел где-то текст Захара Прилепина, своего товарища, про как раз это: казаки были против советской власти, а деды писателя сражались за нее, так что ж, дедов, что ли, надо было извести по казачьей логике, тогда б и Захара не было? Нерв ухвачен, я сам о чем-то похожем иногда думаю, когда на ум приходит гражданская. В которой мой дед был на стороне красных, и если б победили мои любимые белые, не было б и меня? Красивый парадокс, я ж говорю, нам не нужна справедливость. Истинно говорю, не нужна! Как говорил кто-то из мудрецов, я привожу мысль в изложении Никиты Михалкова: «Не требуйте от Бога справедливости, потому что если бы он начал ее осуществлять здесь и сейчас, то давно б нас всех наказал, каждый сам знает, за что конкретно его». Не лізь поперед батька в пекло.
Историю гражданской и историю сопротивления большевикам писали победители. Которые Краснова повесили за его германские симпатии, а Ленина, немецкого шпиона и автора Брестского мира — почему-то нет, даже и вопросов таких нет ни у кого! Красная армия маршировала в Брестской крепости с фашистами перед войной и прекрасно готовила в Липецке кадры фашистских летчиков, и замечательно мы помогли вермахту вооружиться, и сталь им туда слали и нефть (кто б им еще дал), а они нам в обмен химическую промышленность поставили (нефтепереработка, резина для военных колес и проч.). Кто у нас руководил подготовкой фюрера к войне, Сталин? Повесьте его рядом с Красновым. Во внутреннем дворике Лубянки. А, некорректно? Ну тогда хоть переименуйте Свердловскую область, казачки просили, а то нехорошо: он уничтожил казачество, и вдруг ему такая честь. Может, хоть извинится кто-то за то, что комиссары доверили чеченам резать казаков и позволили им забрать казачьи земли? (Тут русские выступили в роли сегодняшних американцев, которые потакают и подыгрывают албанцам.) Идите, ответили им, не морочьте голову. Смиритесь с новой реальностью.
Насчет «смиритесь» — это Буш сказал сербам и русским по поводу Косово. Мне кажется, ну вот если пытаться залезть ему в голову и разобраться что там — он не хотел нас обидеть. Он мог ведь думать: «Русские поймут. Лучше других. Они сами сколько убили православных, сколько выдавили беженцев из своей страны, а сколько храмов взорвали! Всяко больше, чем косовары. Расказачивание — разве это не этническая чистка? А красные командиры, которые потом командовали страной, чем лучше албанских полевых командиров? Да, мы признали бандитское Косово — но точно так же мы в свое время признали и пиратскую кровавую красную советскую Россию…» Когда ему докладывают что русские не понимают и возмущаются, он, похоже, не верит. Это они просто стесняются, им неловко… У меня есть одна знакомая, русская с американским паспортом, — не слышал от нее эмоций по поводу русско-сербско-американо-косовских дел. Я думал, оттого что она там, далеко. Но вот недавно узнал, что Солженицын сегодня живет в имении, которое принадлежало ее деду. Ну отняли, ну выгнали — что теперь? Обычная история? Смириться? Забыть? И все будет тихо и спокойно, как например на ул. Большая Лубянка в Москве, там мирно соседствуют Сретенский монастырь, где чекисты расстреливали тех, кто им не нравился — и ФСБ через дорогу. Тихо, мирно, благодать… Все довольны.
Нам с Прилепиным, да и вам тоже, хочется жить и выжить, и зачем разговоры о справедливости? На том месте, где сейчас мой дом, раньше был монастырь, его взорвали большевики. И что мне, отдавать свою квартиру РПЦ теперь? Неохота. Да и Солжу, старому пророку, не с руки выезжать из Троице-Лыкова, правильно сделал, что ограничился посланием к сербам с устной поддержкой, типа пожелал им мужества не покидать родную землю. Это все не мешает нам злиться и на большевиков, и на американцев. И уж тем более не мешает читать новую русскую поэзию на — случайно ли так названном? — олбанском языке.
Ну а что, есть ведь люди, которые верят в случайности. И в то, что справедливость – это когда бьют чужих.