Новейший взлет нефтяных цен словно бы специально устроен, чтобы доказать: путинского процветания не вернуть уже никакой силой. Ничто не помогает, даже сумасшедшие нефтедолларовые впрыскивания.
Казалось бы, золотой век должен возвратиться к нам автоматически. Что такое $85–90 за баррель нефти? Это без пяти минут исторический рекорд. Выше ее цена стояла только десяток безумных месяцев, с конца 2007-го и до начала осени 2008-го.
И давайте не гадать, что с этой ценой станет завтра: обвалится, как в тот раз, или так и будет теперь гулять вблизи $100. Завтра – свои заботы, а сегодня на нашей улице опять праздник. По крайней мере, он просто-таки обязан быть: путинский золотой век держался на нефтедолларах, и нефтедоллары снова льются рекой.
За первый квартал этого года российский экспорт достиг $91,3 млрд (против 57,3 млрд в первом квартале 2009-го), в том числе выручка за нефть, нефтепродукты и газ поднялась до $62,7 млрд (по сравнению с $34,9 млрд за те же месяцы 2009-го). В пересчете на год это добавочная сотня миллиардов долларов. Неужели этакого подарка не хватит, чтобы вернуть процветание?
Понятно, что усушку и утруску добытых нефтедолларов никто не отменял, но изрядная часть этих денег так или иначе добирается и до казны. За январь 2010-го (более поздних цифр Росстат еще не сообщил) поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет составило 294,5 млрд рублей. Это гораздо больше, чем за кризисный январь 2009-го (179,1 млрд), и почти столько же, сколько за жирный январь золотого 2008-го (303,4 млрд рублей).
Казалось бы, достаточно для счастья. Но
Алексей Кудрин уверяет, что денег у государства нет. И еще десять лет не будет.
«В части расходов, после четырехкратного их роста, мы будем иметь десятилетие без роста расходов» (из речи в Высшей школе экономики). «Перед кризисом мы при цене $70 имели профицит бюджета 4 процента ВВП. Сейчас мы пока на следующий год ориентируемся, что при $70 мы будем иметь дефицит 4 процента» (из беседы с президентом).
В отличие от прочих своих собратьев-вождей, наш министр финансов специализируется на мрачных прогнозах. Безусловно, начальник-скептик выглядит более осведомленным и правдивым, чем исполнители казенных серенад. Но в действительности Кудрин прав скорее по части интонации, чем по существу. Ужатие госрасходов – это безусловная его мечта, а вовсе не реальность. На самом деле вновь возникающие госрасходы как раз растут, и притом растут быстрее, чем вновь возникающие нефтяные доходы. От января прошлого года к январю нынешнего бюджетные нефтедоходы выросли, как уже говорилось, на 115 млрд рублей. А вот трансферты, выдаваемые из федерального бюджета, подскочили за это же время примерно на 250 млрд рублей – с 225 млрд в январе 2009-го до 474 млрд в январе 2010-го. Около 60% этих субсидий идет во внебюджетные фонды, в основном на финансирование роста пенсий, а 40% — в бюджеты регионов, составив в январе ровно половину их суммарных доходов.
Задумав массированное увеличение пенсий, премьер Путин почему-то не урезал ни одну из других, дорогих его сердцу затратных статей – военных, олимпиадно-сочинских, владивостокско-АТЭСовских и еще многих прочих. Отсюда и бюджетный дефицит, не утоляемый никакими нефтедолларами.
Что же до трансфертов, текущих в регионы, то они сейчас растут, можно сказать, сами собой. Сколько на самом деле там нужно денег, никто не знает. Но властная вертикаль всеми своими этажами требует их все больше – ее доходы из-за кризиса упали, пришлось малость прижать подданных – поднять тарифы и поборы, жители ропщут, а федеральный центр трусоват и в таких случаях не скупится на все новые денежные вливания.
Отдача от них минимальна. Сложившаяся в золотые годы система тем и сильна, что научилась без следа поглощать любые деньги. А тут очень кстати подоспел и кризис, на который так легко списывать что угодно. Поэтому благоустройство городов отложено до лучших времен, дороги можно совсем не строить, жилищное строительство буксует по объективным причинам, а вот то, что цены на квартиры, так и не упав по-настоящему, опять полезли вверх, преподносится как приятный симптом хозяйственного выздоровления.
Если же взять российскую экономику как целое, то она от роста энергетических доходов как-то мало разбогатела. Отдельно взятые лица, спору нет, весьма процветают. А страна – не особенно.
Вот уже больше года нефть почти непрерывно дорожает и за это время подорожала вдвое. А государственные международные резервы увеличились с $426,3 млрд (январь 2009-го) всего только до $444,0 млрд (конец марта 2010-го).
Этот чрезвычайно скромный рост оттеняется завидной устойчивостью суммы российских внешних долгов – $479,4 млрд на 1 января 2009-го и $473,7 млрд на 1 апреля 2010-го. Хотя нефтегазовые доходы за эти 15 месяцев измерялись сотнями миллиардов долларов, внешние долги как превосходили резервы, так и превосходят их.
Однако оставим спекулянтам спекуляции с капиталами и обратимся к рядовому человеку. Что ему-то перепало в новейшую эпоху дорожающей нефти? А вот что. Статистика рассказывает ему о возобновлении хозяйственного роста, то ли быстром, то ли не очень. Но ведь рядовой человек смотрит не на статотчетность, а на собственный достаток.
Статистические сводки о реальных зарплатах и располагаемых доходах вселяют сдержанный оптимизм, но не внушают полного доверия. Оценим поэтому достаток тех, кто работает, немножко иначе – по сборам налога с физлиц. Ведь этот налог пропорционален заработкам, а завышать его нет резона – о расходовании собранных сумм чиновникам приходится отчитываться.
В январе 2010-го налога на физлиц собрали на сумму 85,5 млрд рублей. Это на 1,7% больше, чем год назад, в январе 2009-го (84,1 млрд рублей), а с поправкой на инфляцию – гораздо меньше.
Даже и с учетом ухода за последний год части зарплат в тень, продолжающееся снижение заработков сомнений не вызывает.
Впрочем, главными бенефициарами последнего времени объявлены пенсионеры. Может быть, жизненный уровень всей массы наших граждан благодаря росту пенсий все-таки пошел в рост? Эту гипотезу тоже есть чем проверить – например, ежемесячными суммарными расходами россиян. Ведь жизненный уровень человека определяется его тратами.
В январе 2010-го общая сумма денежных расходов сограждан составила 2078 млрд рублей и превысила их номинальные расходы в январе 2009-го на 8,2%. Даже если верить официальным инфляционным индексам, то по реальному счету получится столько же. Роста благосостояния не просматривается. А в феврале 2010-го сумма денежных расходов россиян (2263 млрд рублей) была лишь на 6,5% выше, чем в феврале прошлого года. То есть в реальном исчислении уж точно меньше, чем была год назад. Вот вам и двойное удорожание нефти за это время.
Нефть дорожает, статистика улучшается, а процветание не возвращается. И не может вернуться. Страна в прямом и переносном смысле отдает долги, сделанные в золотой век Владимира Путина. А этого хватит на годы и годы.