Пришел в негодность главный инструмент, с помощью которого власти узнают о народной к себе любви. Опросы общественного мнения по-прежнему им льстят. Но после воскресных выборов верить этому уже просто смешно.
Определяемые опросными службами рейтинги премьера, президента, губернаторов, «Единой России» — одним словом, всего начальственного, были и остаются великолепными. Нефть дорожает, дешевеет, снова дорожает. Курс рубля скачет то вниз, то вверх. Народные доходы то стремительно растут, то плавно снижаются. А
опросная популярность руководящих лиц и их партии по неизменности своей напоминает физические константы.
Это объясняют услужливостью социологов, но объясняют несправедливо. И у расторопного ВЦИОМ, и у критически настроенного Левада-центра цифры одни и те же. Первый из них, задавая публике вопрос «Одобряете ли вы деятельность президента (премьера)?», получает 73% утвердительных ответов (для президента) и 74% (для премьера) — в начале прошлого года было соответственно 74% и 77%. У второго вышло соответственно 77% и 80% (а в начале 2009-го было 75% и 83%).
Первой жертвой этих опросов являются, конечно, сами их герои. Не имея контактов с народом, начальствующие персоны потребляют собственные рейтинги в качестве главной своей политической пищи. Это их волшебное зеркальце, еженедельно являющееся с докладом, что они «всех милее, всех румяней и белее». И что же после этого остается простодушным руководящим лицам, кроме как «хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться подбочась». То есть публично вести себя так, как они на самом деле и ведут.
Юмор ситуации, однако, в том, что,
в отличие от пушкинского своего прототипа, опросное волшебное зеркальце давным-давно врет. Врет, скорее всего, невольно. Но сильно.
Догадаться об этом можно было и раньше, но неопровержимые доказательства появились только что, по случаю выборов в восьми регионах и благодаря опрометчивости фонда «Общественное мнение» (ФОМ), одной из солиднейших наших опросных служб.
Незадолго до этих выборов ФОМ зачем-то опубликовал нечто вроде прогноза насчет того, каким будет партийный расклад в каждой области. И этот прогноз, обещавший повсеместный триумф «Единой России», оказался, как показали выборы, абсолютно провальным.
Разумеется, фомовские предвидения сопровождались предусмотрительными рассуждениями, что это, собственно, даже еще и не прогноз, а только «предварительный прогнозный расчет», который «показывает, как скорее всего завершились бы выборы, если бы они состоялись в середине февраля».
Но не будем брать эти отговорки всерьез. Между серединой февраля и серединой марта не случилось ничего такого, что перевернуло бы народные настроения. К тому же рейтинги партий, использованные в качестве базы для составления «предварительных прогнозных расчетов», были в этих восьми областях такими же, как и по России в целом, показывая, что «Единую Россию поддерживает якобы вдвое – втрое больше граждан, чем все прочие партии, вместе взятые. И надо добавить, что еженедельно сообщаемые ФОМом общероссийские рейтинги «Единой России» до сего дня остаются такой же константой, что и все прочие начальственные рейтинги.
Что же до упомянутых восьми регионов, то выборный прогноз был выведен из партийных рейтингов путем внесения поправок на предпочтения той части людей, кто ходит голосовать, на предполагаемые импровизации тех, кто определяется в последний момент, и еще на многое.
«Предварительный прогнозный расчет» обещал «Единой России» на 14 марта абсолютную победу во всех восьми областях, с результатом от 57% до 69% и с повсеместным двойным или почти двойным перевесом над тремя прочими думскими партиями. На самом же деле, даже по небеспристрастным подсчетам избиркомов, ЕР удалось наскрести лишь примерно столько же голосов, сколько и остальным думским партиям.
Обвалился не только казенный партийный муляж. Обвалилось возводимое десятилетиями здание опросной социологии, претендовавшей заменить у нас политику.
Выборный прогноз – это больше искусство, чем наука. Но полтора десятка лет ФОМ раз за разом удачно предсказывал результаты парламентских и президентских выборов. Нынешний провал у него первый.
Только в одной области (Воронежской) прогноз совпал с официальным выборным итогом. Только в двух регионах (Ямало-Ненецком округе и Рязанской области) прогноз завысил результаты «Единой России» на величины сравнительно приличные – всего на 5–6%. В остальных пяти регионах единороссовский урожай голосов оказался ниже фомовского прогноза на позорные 12–27%.
Легче всего объяснить это желанием потрафить заказчику и расчетом на то, что выборные фальсификации все спишут. Но ФОМ не однодневная пиар-контора — прямолинейное жульничество не в его интересах, да и регулярно публикуемые им партийные и персональные рейтинги, напомню, примерно такие же, что и у других опросных служб, включая и свободомыслящие.
Поэтому тут не просто провал отдельно взятого опроса и чьего-то конкретного прогноза. Это сигнал об обвале всей начальственной картины мира. Рейтинги, кем бы они ни замерялись, больше ни о чем не говорят. Опрашиваемые граждане просто цинично симулируют лояльность перед доверчивыми опросными службами.
У руководящих лиц ускользает из рук любимая игрушка. И жалко им, конечно, вовсе не «Единую Россию». Ее победоносные конкуренты – такие же муляжи, как и она сама. Жалко себя. Персональные рейтинги популярности стали такой же фикцией, как и рейтинг партии власти.
Три четверти (сто миллионов) взрослых россиян, поддерживающих, по опросам, деятельность Владимира Путина, не меньшая иллюзия, чем возможность вывести эти сто миллионов на митинги в его поддержку.
Волшебное зеркальце перекосилось, как зеркала в комнате смеха. А начальство не может даже «каблучком притопнуть»: «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло». Врет, но не назло. Вопреки очевидности, бубнит, бубнит и не может остановиться: «Ты на свете всех милее. Всех румяней. Всех белее…»