Случилось то, что просто обязано было случиться. Всякий раз, когда от властей ждут каких-то умных экономических деяний, они бросаются освобождать от гнета малый бизнес. Это у них уже на уровне инстинкта.
За последние 10 лет этот самый малый бизнес освобождали от гнета ничуть не реже, чем заядлый курильщик бросает курить.
И вот опять. Президиум правительства рассмотрел четырехлетний план под оригинальным названием «Развитие малого и среднего предпринимательства». А если точнее, то даже не план, а «проектную карту» — как и подобает выражаться бюрократам XXI века.
Главная наша фабрика экономических грез, Минэкономразвития, изготовила бумагу, решительно превосходящую всю пачку предыдущих казенных бумаг на ту же самую тему: «Четыре целевых индикатора проекта отражают существенную динамику роста качественных характеристик развития малого и среднего предпринимательства… На реализацию целей проекта направлены 11 задач и 69 мероприятий, из которых основная часть — 10 задач и 55 мероприятий — носят общеотраслевой характер…»
Это в других странах бизнес — дело частное. У нас он — дело чиновное, «общеотраслевое».
С неподражаемой своей способностью предвидеть будущее (в данном конкретном случае — 2012 год) МЭР сыплет точнейшими цифрами: «Увеличение доли занятых на малых и средних компаниях… в два раза — до 28%; доли выпуска малых и средних компаний в валовом внутреннем продукте в 1,5 раза — до одной трети ВВП…; а также увеличение доли оборота малых и средних предприятий неторговой сферы до 50% от общего оборота данного сектора экономики…»
Откуда они все так знают наперед? Да ниоткуда. Всегда попадали впросак со своими предвидениями, и на этот раз, будьте уверены, попадут туда же. Но ритуал требует. Ведь
под проект запрошены деньги — почти триллион рублей, в том числе почти 300 млрд напрямую из федерального бюджета. Цена создания вполне увесистой госкорпорации.
Значит, надо показать отдачу: напихать в бумагу как можно больше контрольных цифр. Премьер Путин это любит.
И не любит намеков на то, чем обернулись прежние такие же мероприятия. Поэтому «проектная карта» преподносится вовсе не как дежа вю, а совсем наоборот — как логическое продолжение прежних триумфов: «За период 2005–2008 годов проведена значительная работа… по поддержке малого и среднего предпринимательства…, действуют 23 венчурные региональные компании и 2 фонда прямых инвестиций, осуществляющих поддержку инновационных и производственных бизнес-проектов; создан промышленный парк, начато финансирование технопарка…»
По случайному совпадению, несколькими днями раньше точно о том же самом высказался президент Медведев: «Пока не показали серьезных результатов ни малые фирмы, которые мы пытались и пытаемся создавать, ни технопарки…, ни Российская венчурная компания… Все это в основном, надо признаться откровенно, существует только на бумаге…»
Пусть я буду лизоблюдом, но президент тут прав. Потому что только на бумаге, только в отчетах, все эти инновации, парки и бизнес-инкубаторы и могут существовать. И сегодня, и впредь. Потому что
вся наша система, сверху донизу, нацелена на распил денег при одновременном отторжении любого не завязанного на бюрократию предпринимательства.
«Ключевым вопросом в поддержке малого и среднего бизнеса является сокращение административных барьеров», — сказала журналистам Эльвира Набиуллина после правительственного обсуждения «проектной карты». Дело даже не в том, что эти слова уже как-то неудобно повторять в стотысячный раз, а в том, что МЭРовская «карта», выдающая себя за план упразднения упомянутых барьеров, на самом деле сама — сплошной «административный барьер».
Все, что в ней прямо и косвенно прописано, — это бесконечное множество бюрократических действий — выдача или невыдача кредитов, согласие или несогласие на доступ к недвижимости и инфраструктуре, допуск или недопуск к государственным и госмонопольным заказам. Фронт работ спланирован широчайший. Не для мелких бизнесменов, конечно, а для их добровольно-принудительных деловых партнеров — чиновников-опекунов.
В том числе и на самых экзотически участках. Например, идеально серьезным тоном сообщается, что заступники предпринимательской мелкоты займутся привлечением к «административной ответственности должностных заказчиков за несвоевременную оплату… контрактов, так как зачастую именно малые компании, добросовестно выполнившие контракт, не могут получить от заказчика оплату».
Прямо омбудсмены какие-то, чтобы не сказать: аболиционисты. Ну, а если обойтись без заграничных слов, то просто инициаторы очередной госкорпорации под именем, допустим, «Фонд содействия процветанию мелкого бизнеса». Тем более одна похожая уже есть. Содействует, судя по названию, реформированию ЖКХ. Тут уж ничего не поделаешь.
За что ни возьмется начальство, все у него выходит госкорпорация.
Впрочем, в последние месяцы бывают осечки. Вызванные нештатной экономической ситуацией. Вот и «проектная карта» хоть и прошла через президиум правительства, да не совсем. Шуточная ее часть, касающаяся очередного освобождения угнетенных бизнесменов, возражений вроде не вызвала.
Зато главную часть — финансовую заявку — подлежит утрясти с Минфином, который уж точно не даст столько, сколько запрошено. А если это тот Минфин, который мы знали до сих пор, так и вообще попытается ничего не дать. И будет понят. Старые корпорации и монополии абсолютно не расположены делиться последними казенными деньгами с какими-то новичками.
Впрочем, к интересам реального мелкого бизнеса вся эта служебная драма при любом ее повороте особого касательства не имеет.