На протяжении последнего месяца общественно-политическая жизнь России неожиданно забурлила. На ее унылом фоне стали возникать новые институции – «Общенациональный народный фронт» (ОНФ), Агентство стратегических инициатив (АСИ). После заявления Михаила Прохорова о намерении возглавить «Правое дело» партия, долгое время находившаяся не то в «спящем» состоянии, не то в процессе перманентного полураспада, стала вдруг рассматриваться в качестве одного из реальных соискателей депутатских мандатов в будущей Думе. И, напротив, после стремительной отставки Сергея Миронова с поста председателя Совета федерации шансы «Справедливой России» на попадание в новый состав парламента заметно снизились. Хотя еще недавно все более жесткая критика справороссами правительственной политики давала основания для прогнозов, что как раз эта партия имеет неплохие шансы расширить свое представительство на Охотном Ряду.
Все эти изменения могут создать впечатление, будто в российской политике происходят тектонические сдвиги, указывающие на возникновение абсолютно нового политического ландшафта.
Эффект кажущейся новизны активно поддерживают СМИ. Их усилиями чуть ли не онтологическое значение обретают вопросы: какие задачи на самом деле будет решать «Народный фронт»? Станет ли обновленное «Правое дело» подлинным оппонентом власти? Ну и тому подобное. Прессу можно понять: наконец-то в статичной картине политической жизни появился какой-то «оживляж». На самом деле динамика эта мнимая и, как уж сложилось в нынешней России, не выходящая за рамки предвыборного представления. В условиях безрадостных социально-экономических будней, не сулящих большинству россиян улучшения их материального положения в обозримой перспективе, вполне закономерно, что их интерес к выборам и политике падает. Той самой «глянцевой», периода тучных нулевых, когда у многих возникла уверенность, что «завтра будет лучше, чем вчера», а злобные враги из числа олигархов и их прихвостней, пытающиеся растащить народное добро, непременно будут повержены.
Но правящему слою России, на самом деле не собирающемуся ничего менять, очень важно создать иллюзию перемен, чтобы гарантировать правильное голосование благодаря эффекту новизны. Дать сигнал бизнесу: поборам со стороны разных административных структур будет положен конец, а инвестиционный климат настолько потеплеет, что в Россию с планами осуществления разнообразных инноваций снова потекут капиталы со всего света. Для этого перегруженная чиновниками и прикормленными властью бизнесменами «Единая Россия» в массовом порядке разбавляется выходцами из народа. А чтобы эти выходцы по дороге на избирательный участок не завернули куда не надо, с политической сцены стремительно убирается «Справедливая Россия». И предпринимательское сословие должно быть уверено: в обновленной стране его голос будет не только громко звучать с думской трибуны, но и, как знать, может оказаться решающим при обсуждении правительственных планов дальнейших экономических реформ. Только вот
за всеми этими грандиозными планами просматривается что-то ненастоящее, будто все эти новые институции сделаны из пластмассы.
До сих пор не озвучено, какой программы действий будет придерживаться «Народный фронт» и что это за таинственные силы, которые мешают руководству страны в полную мощь развернуть программу преобразований. Ведь «фронты» не создаются по абы какому случаю. Для их появления обычно требуются веские причины: наличие серьезного противника, от которого надо что-то защищать или который стоит на пути поступательного движения истории. Да и надежды «праводельцев» на представительство в Думе, увы, с высокой долей вероятности в последний момент могут рухнуть. А вдруг в этот самый момент выяснится, что «партия власти» вместе с «фронтом» не добирают какого-то количества голосов до нужного конституционного большинства?
Трудно представить, что экономическая среда России по велению волшебной палочки вдруг станет благоприятной для инвестиций и инноваций. Ведь несмотря на, казалось бы, грозные признаки серьезных изменений, чиновники ведут себя по-прежнему: заказывают дорогущую мебель в свои кабинеты (это когда в больницах страны не хватает современного оборудования и лекарств), покупают навороченные иномарки (когда расходы на образование и науку сокращаются) для служебных нужд.
Видимо, чиновники, в отличие от падких на сенсации политологов и журналистов, лучше разбираются в сути происходящего. Годами выработанное политическое чутье подсказывает им, что ничего на самом деле не меняется.
Происходит лишь временная смена декораций, которые уберут со сцены, как ненужный хлам, когда спадет выборная горячка, и все останется на своих местах. Вот только поймут ли эту горькую правду жизни и иные, непривилегированные сословия или же предпочтут оказаться массовкой в разворачивающемся сейчас представлении?