Наша государственная пропаганда всегда была живой иллюстрацией библейских слов о соломинке в чужом глазу и бревне в собственном.
Ее главный принцип остается неизменным: когда дома дела идут не так, нужно показать, что там у них «за бугром», особенно в так называемых развитых странах, ситуация еще хуже.
В брежневские времена, когда прилавки продовольственных магазинов стремительно скудели, а электрички, прозванные в народе «колбасными», мчали советских людей из ближних к столице областей и городов в Москву за этим важнейшим гастрономическим продуктом, телевидение беспрестанно рассказывало о «вальсе этикеток» на товары первой необходимости в США и странах Западной Европы, из-за чего рабочим приходится чуть ли не голодать и носить обветшалую одежду. В рыночные времена, когда тема дефицита утратила актуальность, для пропаганды используются другие сюжеты. Но приемы и подходы остались прежними.
Грянул мировой финансово-экономический кризис, и нам на фоне полного спокойствия и благостности в отечественной политике показывают ожесточенные схватки демонстрантов, протестующих против резкого снижения уровня жизни, с полицией где-то у стен не то литовского, не то латвийского парламента. Дескать, не понимаете, дорогие россияне, вы своего счастья: в хваленом Евросоюзе вон как тяжело трудящимся приходится!
Но вот мир начал постепенно выкарабкиваться из кризиса. Россия по экономическим показателям пока находится где-то в хвосте стран «большой двадцатки». Вроде бы в такой ситуации и сказать нечего. Но нет, с помощью успешных поисков соломинки в чужом глазу выход снова находится. Стоило Греции столкнуться с серьезными финансовыми проблемами, как наши пропагандисты хором заголосили о неизбежности скорого краха евро. Для пущей убедительности к отечественным предсказателям, давно предрекающим кончину доллара, теперь подверстываются критические оценки перспектив евро, высказываемые и авторитетными зарубежными экспертами. Думаю,
едва ли авторы реквиема по евро хотят убедить миллионы россиян, что рубль имеет шансы заменить эту валюту в системе мировых финансов. Но уговорить миллионы соотечественников более спокойно относиться к росту тарифов в собственной стране, а уже тем более хранить сбережения в рублях – такие задачи вполне могут ставиться перед армией российских пропагандистов.
Не стоит говорить о том, насколько далеки от реалий страшилки про жуткие проблемы западного капитализма. Проблемы эти, безусловно, есть, но по сравнению с российскими они другого качества. И вряд ли стоит успокаивать себя тем, что страны БРИК скоро перегонят в развитии США, Японию и Евросоюз. Возможно, когда-то в отдаленном будущем это и произойдет. Только говоря о хороших перспективах группы стран, когда-то для удобства профессионального анализа сведенных в БРИК, известные экономисты предпочитают ныне упоминать Бразилию, Китай и Индию. Россия из этих прогнозов прекрасного будущего куда-то выпадает, а БРИК превращается в БИК.
Но не об этом сейчас речь. А том, что пропагандистские подходы раздувания чужих проблем по сравнению с собственными могут возыметь реальное воздействие либо на общество, находящееся в состоянии сытого самолюбования, либо, напротив, зажатое в собственном страхе, как бы не стало хуже. Или же на идеологически заряженное общество, уверенное в правоте избранного пути. Даже в брежневские времена, когда вера в неминуемое торжество коммунизма на всей планете была безвозвратно утрачена, усилия официальных пропагандистов, старавшихся убедить сограждан, мировой капитализм загнивает с каждым днем и вскоре обязательно рухнет под напором прогрессивных сил и собственных проблем, вызывали в массовом сознании лишь грустную иронию, порождая огромное количество анекдотов.
Нынешнее российское общество явно не настроено ради великих целей в будущем жертвовать повседневным уютом и комфортом (это относится к тем, у кого он имеется). И
было бы великой ошибкой принимать коллективное желание от души поболеть за наших спортсменов, наблюдая за ними на стадионе или у телевизоров в баре или кафе, за готовность к массовой мобилизации для продвижения каких-то «великих целей», которые укажет начальство.
В ходе кризиса наше общество вышло из состояния сытого высокомерия по отношению к остальному миру. Да и страх из граждан, как показывают февральские митинги во многих городах страны, тоже постепенно уходит. Самое время откровенно поговорить о собственных проблемах, а не копаться в чужих. Лучше от такого копания все равно не станет.