Операция «Жаба» завершена. Дизайнер Егор Жгун, создатель Зойча, признался, что работал по заказу оргкомитета «Сочи-2014». Гипнотическая жаба, у которой олимпийские глазки в кучку, оказалась вирусной рекламой, запущенной якобы для того, чтобы привлечь внимание к конкурсу олимпийских талисманов. То есть Зойч, которому все остальные зайки проиграли вчистую с эстетической и пиаровской позиций, — это не протестный лягушонок, разящий лыжной палкой духовность и державность, а хитроумная разводка для тупых интернет-хомячков. А мы-то повелись как зайки. Ну то есть как хомячки.
Каюсь, я тоже повелась: Зойч казался таким милым, лохматым и синеньким. Умеренно пьяным или обкуренным. Наглым и отвязанным. Как раз таким парнем, в которого легко влюбиться, пусть даже он и лягушонок. Но вышло сплошное разочарование. Как в том фильме про одинокую девушку: она расклеила объявления «ищу мужчину», а на зов пришел журналист, прикинувшийся холостяком с целью написать статью про одиноких девушек. Подлец, короче. Лягушонок оказался не прекрасным принцем, а жирной алчной жабой.
История с разводкой лохов в интернете по-научному называется «вирусный маркетинг». Дизайнер гордится своими успехами. «Я что-то не припомню, чтобы у нас что-то так успешно раскручивалось по вирусному принципу», — говорит он в интервью Slon.ru. «Какой неплохой вирус. Молодец, Егор. Потому что история для России в новинку. И действительно, все сработано было как-то слишком круто», — рассказывает он о полученной реакции в интервью «Коммерсант FM». «Врали?» — уточняют у дизайнера. «Я вчера пытался в интервью говорить, что лукавил. И меня все время поправляли — врал. Я говорил: «Ну да. Врал, в общем», — отвечает честный на этот раз дизайнер.
Кому теперь верить, о боже мой! Даже в интернете не осталось приличных людей. Кругом вирус, маркетинг, заказы от комитета, рейтинги, раскрутка и прочие пиар-обманы. Глава оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко рассказывает, как на духу: «Успех героя был ошеломляющим: буквально за неделю мы собрали несколько сотен тысяч просмотров ролика с гипножабой практически без дополнительного продвижения. Количество ссылок в блогах и форумах шло на тысячи». А все думали, что Чернышенко — душитель свобод и поборник духовности, державности и обрюзгших олимпийских медведей в стиле унылых 70-х. Егор-то Жгун так правдоподобно плакался в своем блоге, что Зойча притесняют. «Реакция оргкомитета понятна и предсказуема: проще перестраховаться и не пустить, чем пустить, а потом нервничать». Ну мы, жалостливые, и поверили. А Дмитрий Чернышенко, оказывается, просто искусный разводчик протестного электората, знаток интернет-технологий и смелый экспериментатор-футурамщик. Не побоялся запустить в инет жабу с имперской короной, глумящуюся над идеей Олимпиады, — и все это на деньги из госбюджета. Вот уж действительно, не знаешь, кто пророк в твоем отечестве. Это, возможно, самый мощный и успешный госпиар-проект в интернете за последнее время. Поздравим Дмитрия Чернышенко с этой удачей. Пиаровский эффект выходит далеко за пределы «Сочи-2014». Подорвать доверие интернет-юзеров к протестному — это по-настоящему круто.
У меня есть идея для третьей серии вирусного проекта «Жаба». Тем более что Жгун пообещал: «Продолжение следует». Скажем, в ролике появляются уже знакомая Пила и Корона, снятая с разоблаченной зверюги.
Пила: Ты жабу видел? Всех рвет. Несколько сотен тысяч просмотров ролика этого. Про жабу Зойча.
Корона: Какую жабу?
Пила: Ты вообще в теме? У нас Олимпиада, голосуем сердцем за зверюшек. Эти уроды-дизайнеры накидали нам заек и бурундучков, все смеются с такого дизайна. А тут гипножаба с духовностью. Я тебе сейчас ссылку скину. Мы всем комитетом лежали. Но ты ж понимаешь — мы не можем быть смешны. Олимпиада — государственное дело.
Корона: Ты меня за дурака держишь? Я на эту жабу смотрю уже три дня. Все ждал, когда до тебя дойдет. Позвонил бы завтра — уже уволили бы тебя. За Зойча. Вот хомячки, ничего поручить нельзя!
Пила: Почему нельзя? Выиграют зайка или мишка. Как скажешь. Мы голоса все равно скрываем. Жаба не пройдет.
Корона: Но она всех рвет. Я сам смеялся.
Пила: Я потому и звоню. Мы ее купим, ок?
Корона: Опоздал. Я ее купил три дня назад. Теперь продаю. Ты понял, почему вы все хомячки?
Пила: Понял, спасибо.
Корона: То-то же. А дизайнер этот, ну как его там, пусть дальше троллит. Ты понял?
Пила: Сделаем!
В блоге Егора Жгуна есть и другие ролики. «Срок навсегда» про двух царей, которые меняются местами по договоренности, про милого усача Сталина, похожего на кондуктора, про Алексея Навального с титрами «Проект Кремля. При материальной поддержке госдепа США». Вот мне интересно, по заказу какого комитета делает эти ролики дизайнер Егор Жгун. В бескорыстие мы больше не верим. Он же врал.
А Зойча жаль. Я так его любила. Прощай, бедный лягушонок. Ты теперь патентованный лгун. Ну то есть жгун.