Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Что-то новое

Журналист, писатель

Знаете, что самое неприятное в кризисе? Что придется учиться заново жить. Но никто не хочет, чтобы что-то менялось. И я в том числе.

Но, хочешь не хочешь, а многое в прошлом. Даже странно это осознавать из настоящего, в котором, по факту, вроде все по-прежнему. Красивые машины едут по своим делам, я бодро иду на работу, вы приятно сидите в кафе. Ничего не изменилось.

Кроме ставок по кредитам.

Если разобраться, многое из того, что есть в наличии, на самом деле уже отсутствует. Стартапы, проекты, бюджеты, перспективы, иллюзии, стабильность, планы на Новый год, на день рождения, на вечер. (Я специально так уклончиво, чтобы не нагнетать лишний раз).

Кризис – способ понять, насколько все вокруг – чистая условность.

Собирались, собирались на Запад, и — здрасьте — Запад приехал к нам. Как написала тут газета Los Angeles Times: ну что, Америка, добро пожаловать в третий мир?

Представляете, пока мы пили кофе, мир кардинально изменился. В нем не будет старых добрых дешевых денег, прежних международных отношений, стран-лидеров, стран-доноров, Америки имени Буша, узких юбок Кондолизы Райс, инвест-банкиров — лучших друзей девушек и МВФ в том виде, в котором мы его знали (если ты такой умный, покажи нам свой уровень инфляции). Вполне вероятно, что в этом новом мире не сыскать будет адептов англосаксонской экономической модели, студентов в высших школах экономики станут учить по новым учебникам, а Алан Гринспен, придумавший, как посадить экономику на иглу разноцветных необеспеченных бумажек и засекретивший данные об объеме денежной массы в обращении (показатель M3), будет предан анафеме пайщиками инвестиционных фондов. Знал, видать, старик, что делает и вовремя свалил.

Почетно и ответственно – то, что мы стали свидетелями (это бы еще полбеды) и участниками (вот это реальная засада) перехода в новое качество. Вы представляете, что мы застали? Конец одного этапа в развитии человечества и начало другого. Именно такие вещи обычно выделяют в отдельный параграф авторы исторических учебников. Круто. Но дико неприятно и волнительно.

В блоге у Михаила Прохорова написано: «Старая мировая финансовая система Wall Street со своими традиционными правилами перестала существовать. Это очевидно. Как будет выглядеть новая? Мы с вами все сидим в партере, ну, кто-то в амфитеатре, у кого какие места, и смотрим, как вот буквально на наших глазах формируются новые правила. Сколько по времени они будут формироваться — этого не знает никто».

Некоторые интернет-читатели раздражаются: удобно, дескать, вам, ваше олигаршество, имея абонемент в царскую ложу, наблюдать за процессом, а нам-то чего делать?

Но, как и было сказано, этого не знает никто.

Отовсюду повылазили футурологи с прогнозами на завтра. Диапазон колеблется от пораженческого — копать картошку лет пять как минимум — до великодержавного — Россия вместе с Индией и Китаем вырвется в мировые лидеры. Копать картошку в своем Техасе будет кто-то другой. Мы даже знаем кто.

Хорошо. Если все с Уолл Стрит умрут, а мы останемся, то давайте пофантазируем, что получится.

А получится – все заново. Как минимум трем поколениям в России уже пришлось переучиваться с «совка» на «несовок». Узнать, что такое банки, биржи, доллары, активы, деривативы, конкуренция, ипотека, откаты, рейдеры, а также стратегические инвесторы. Открылся мир больших возможностей: рестораны не только в день свадьбы и похорон, больше двух пар ботинок на одного человека, больше одной машины на одну семью, больше одной женщины на одного мужчину. Покупать, продавать, занимать, тратить. Выяснилось, что можно не спасать человечество и не отапливать космос, а грамотно намывать золото в собственных шкурных интересах. Схема жизни выстроилась. Университет, МВА, ипотека, бонусы, акции, транзакции, на Новый год — туда, летом — оттуда. Жизнь-то наладилась. А у некоторых — вообще удалась.

А сейчас что происходит? Опять полная переоценка ценностей?

Я лично не хочу никакой катастрофы именно поэтому.

Не хочу сажать картошку, вставать на рассвете, с петухами и курицами, полоть огород и здороваться с односельчанами за околицей, ходить в онучах и думать о вечном, о какой-нибудь экологии, например. Наоборот, я хочу делать евроремонт, сидеть в интернете, встречаться с друзьями в кафе, набивать шкаф всяким барахлом и заливать полный бак бензина в трехлитровое чудище, которое сжирает московский воздух в пробках. И нас таких много — миллиарды людей, которые хотят покупать, иметь и тратить. Работать меньше, покупать больше.

Но штука в том, что если все серьезно навернулось, то изменения неизбежны. А какие – вообще никто не знает. Мы живем в исторический момент. Опять. В очередной раз.

Тут вот еще какой вопрос встает. Об ответственности каждого и всех вместе. С тех пор как мы, граждане России, забрались в общую потребительскую корзину, это очень чувствуется. Как ни пафосно и сентиментально это звучит, а человечество-то действительно – одна семья. Одни добывали нефть, другие собирали рис, третьи строчили готовое платье и тачали ботинки, четвертые наводили лоск и глянец, пришивали этикетки, пятые убирались в офисах и клали кирпичи, шестые устраивали горнолыжные курорты и спа, седьмые на все это плевали, занимаясь йогой. Самые главные печатали деньги. То, что мы все тут родственники, было понятно и раньше – из Библии, там, или древних текстов на санскрите. Для тех, кто не понял, объяснили в очередной раз – на уровне денег. Деньгами мы связаны, общим семейным бюджетом. Тряхнуло в Нью-Йорке, а из-под завалов выбираться всем.

Прохоров отыскал цитату из Генри Киссинджера: «Как можно увязать глобальный характер экономики и местечковый характер национальных политик?»

Дожили до того, что глобальная экономика противоречит интересам человечества в целом, что уж тут говорить о местечковых национальных политиках.

Ничего себе, этап развития цивилизации. Ясно, что должно родиться что-то новое.

Легким процесс не будет. Новое – это неуютно и хлопотно. И страшно, черт возьми. Взрослым очень страшно. Это в детстве, когда мы ждали чего-то нового, было интересно, волнующе, восхитительно. А если и страшно – то совсем чуть-чуть, чтобы острее почувствовать удовольствие.

Хотим мы или нет, но нас всех ждет новое. Значит, будущее не умрет никогда. И это уже неплохо.

Новости и материалы
Завершены съемки драмы Тины Баркалая «Жемчуг»
Вильфанд предупредил об опасности схода лавин на юге России
Трамп объяснил, почему Маск не сможет занять его место
Врач предупредил, чем может обернуться невылеченная межпозвоночная грыжа
Российские военные заманили в засаду подкрепление ВСУ в районе Курахово
На Украине нашли бывших военнослужащих из Бразилии, воюющих на стороне ВСУ
Самолет проехал носом по ВПП в аэропорту Ирландии
РФ может запустить прямые авиарейсы с Бразилией, Малайзией и Пакистаном
В Италии нашли объяснение «нервным всплескам» Зеленского
На старейшей площади Берлина нашли около 200 статуэток с мощами святых
Раскрыт механизм запуска болезней из-за стресса
В Словакии назвали визит Фицо в Россию пощечиной Зеленскому
Подростку оторвало пальцы взрывом петарды
Командующий дальней авиацией РФ рассказал о «воздушных хулиганах»
В США дочь мэра отправили в тюрьму за совращение школьника
Минтранс Камчатки проверит все обстоятельства инцидента с самолетом Ан-2
Ученые назвали новое место для поисков воды и жизни на Марсе
На КПП в Нарве ухудшилась ситуация с переходом границы
Все новости