Попытка заменять решение реальных проблем пиаром причастных к их решению государственных структур приводит к весьма странным последствиям. Собственно, из-за этого вся политическая история страны переиначивается самым удивительным образом.
Если кто не заметил, Чечня выиграла войну у России. Или почти выиграла. Джохар Дудаев, Аслан Масхадов и некоторые другие в разное время признававшиеся Москвой легитимными и погибшие насильственной смертью чеченские руководители, оказывается, не зря проливали свою и чужую кровь. Чего хотели эти люди? Они хотели независимости Чечни от России. И Чечня ее практически получила. Единственное, чего пока не добилось чеченское руководство в лице Рамзана Кадырова, – это полный официальный контроль над чеченским нефтекомплексом, да и то только благодаря известной силе в Кремле группировки «Роснефти», владеющей этим бизнесом. В остальном Чечня контролируется российским руководством не больше, чем сектор Газа. Шамиль Басаев, чудовищным терактом в Беслане отменивший прямые выборы губернаторов в России (если не помните, президент России назвал именно эту причину), наконец, к великому счастью, погиб. И, видимо, благодаря этому антитеррористический пиар Кремля набирает невиданные обороты.
Председатель Национального антитеррористического комитета (НАК), директор ФСБ России Николай Патрушев принял решение продлить срок добровольной сдачи боевиков с 1 августа до 30 сентября 2006 года. Сам НАК, нечто вроде межправительственной комиссии по борьбе с терроризмом, тоже был создан «по мотивам трагедии Беслана» в начале нынешнего года. Зачем нужна эта структура, понять невозможно: с терроризмом у нас и так борются ФСБ, МВД, а по новому закону еще и регулярная армия. Если НАК нужен для координации действий традиционно недолюбливающих друг друга силовиков из разных структур, лично я не верю, что Николай Патрушев может командовать Сергеем Ивановым.
Но в данном случае речь не о смысле новой бюрократической структуры по борьбе с мировым злом. Речь о беззастенчивом, наивном, даже местами трогательном самовосхвалении государственной власти. Посмотрите, как красиво обставлено продление амнистии. «С учетом того, что Национальным антитеррористическим комитетом одобрен и в установленном порядке направлен для принятия Государственной думой Федерального собрания РФ проект акта амнистии, а также принимая во внимание многочисленность поступающих обращений и заявлений, председатель НАК принял решение продлить срок добровольной сдачи боевиков до 30 сентября 2006 года», — говорится в заявлении НАК.
Мне особенно понравился этот тон дикторов концерта по заявкам телезрителей и радиослушателей начала 70-х годов прошлого века: «принимая во внимание многочисленность поступающих обращений и заявлений». Прямо концерт по заявкам террористов. Тем более что в том же самом заявлении происходит «сеанс черной магии с ее последующим разоблачением. Оказывается, в период с 15 по 31 июля, сообщает нам НАК, пока действовала непродленная амнистия, предложением г-на Патрушева воспользовались… 63 человека. Нет, я не иронизирую: 63 человека — это действительно много. Почти все. Говорит же Рамзан Кадыров, что боевиков осталось 50–70 человек. Если 63 сдались, возможно, еще буквально 7 человек зачем-то бегают с оружием по лесам и горам. Видимо, их-то и надо побудить, как пишет НАК, «добровольно сдаться властям под гарантии объективного и непредвзятого разбирательства».
Интереснее другое: структура, не имеющая никаких законных полномочий заниматься расследованием терактов, гарантирует объективное и непредвзятое разбирательство.
Насколько объективно и непредвзято у нас расследуются теракты, можно судить хотя бы по процессам «Норд-Оста» и Беслана, где весь смысл правосудия заключался в том, чтобы вывести из-под удара допустившие чудовищные провалы спецслужбы. А также по тому качеству доказательств, которые Россия предъявляла иностранным судам, желая добиться экстрадиции чеченских эмиссаров. Теперь новой Генпрокуратуре приходится быстренько сочинять новое уголовное дело на Ахмеда Закаева: шансов, что небасманное лондонское правосудие поверит старым обвинениям, никаких.
Вот и получается странная история. Террористов убивают в результате крутых операций, подробности которых мы никогда не узнаем, они пачками сдаются под честное слово директора ФСБ и переходят на службу «нашему сукиному сыну» Рамзану Кадырову, которому позволено иметь никому не подчиняющуюся собственную армию в количестве, превышающем число сдавшихся и убитых боевиков за все время двух чеченских войн. Но при этом террористы уже сумели добиться отмены выборов губернаторов и очень высокой степени независимости Чечни от остальной России.
Возникает нехорошее ощущение, будто бы эти отмороженные головорезы и наши доблестные спецслужбы с разных сторон делают общее дело — зачищают нашу страну от остатков демократии и разумного управления государством.