В русском языке появилось новое слово из трех нерусских букв. Точнее, аббревиатура - IPO (Initial Public Offering). Мы читаем его во всех газетах и слышим по новостям государственных телеканалов. Оно вошло в наш повседневный звуковой ряд, как словосочетания «национальные проекты» или «администрация Буша». Накануне саммита «большой восьмерки» в России это самое IPO - публичное размещение 14,7% своих акций - проведет компания «Роснефть». На самом деле это почти библейская история - о Добре и Зле, о Чести и Бесчестии. О запахе денег и сути человеческой натуры.
Проще говоря, покупать акции «Роснефти», наверное, выгодно, но точно нельзя. Нельзя тому, кто зачем-нибудь решил остаться сколько-нибудь приличным человеком.
Когда Пьер Жозеф Прудон полтора века назад написал знаменитую фразу «собственность - это кража», она была лишь выражением социалистического максимализма. Даже библейская заповедь «не укради» может быть подвергнута если не сомнению, то, по крайней мере, некоторой корректировке. Например, если человек чудовищно голоден, если голодны его дети, он либо умрет с голоду, либо украдет еду, как это делали вполне респектабельные люди в прошлом году, когда затопило Новый Орлеан. Но есть ситуации, когда собственность - это чистая, беспримесная и, главное, вовсе не являющаяся жизненно необходимой кража. Именно такую кражу компании «Юганскнефтегаз» с помощью правоохранительных органов совершили люди, реально контролирующие «Роснефть», предварительно разгромив ЮКОС, которому эта собственность принадлежала, и посадив в тюрьму его создателя. Если бы не было той кражи, не было бы и нынешней сделки на три нерусские буквы.
Мало кто из нас может преодолеть искушение большими деньгами. Именно поэтому человечество (думаю, у этой мысли нет конкретного автора) придумало себе оправдательную формулу «деньги не пахнут». Причем те, у кого денег нет, уверены, что они пахнут нефтью, кровью, гораздо реже - потом. Наверное, на покупке акций «Роснефти» можно хорошо заработать. Только каждый покупатель должен отдавать себе отчет в том, что занимается банальной скупкой краденного. В некотором смысле мародерством. Вырывает золотую коронку из челюсти трупа, убитого продавцом. Покупает кусок дерьма, предварительно с помощью авторитетных российских и международных андеррайтеров аккуратно упакованный в платиновую фольгу. В принципе, ничего страшного - платиновая обертка легко может заставить забыть о запахе содержимого.
Это история не только про вечное состояние человечества, которое под крики о духовности и божественной природе человека продает, предает, убивает и постоянно ищет этим действиям все более убедительные идеологические, социальные, экономические оправдания. Это еще история про сегодняшнюю Россию. Про страну, где, например, второй человек в иерархии РПЦ - митрополит Кирилл - в интервью крупной светской общенациональной газете считает возможным рассуждать о выгодах вступления России во Всемирную торговую организацию: «Вступление в ВТО не должно быть самоцелью. Не стоит вступать только для того, чтобы выглядеть респектабельно в глазах западных партнеров». Хотя в «Библии» ничего не написано про ВТО, зато написано про изгнание торгующих из храма. Это все равно, что светский и неверующий вдруг стал бы публично рассуждать, стоит ли РПЦ объединяться с Русской зарубежной православной церковью или не стоит. Да еще и советовать церквам, как им поступить. Про страну, где крупные государственные чиновники не просто заседают в советах директоров крупнейших коммерческих компаний, но еще и «сидят на финансовых потоках» этих корпораций. Про страну, где под нескончаемые разговоры об «особенных» национальных духовных традициях кража, подлог и обман стали единственными инструментами государственной политики и государственной экономики.
Сделки с совестью в нашей жизни очень часто бывают удачными и проходят без видимых последствий для тела и духа. Идея воздаяния давно вышла из моды и не подтверждается практикой земной жизни. Покупка акций «Роснефти» в рамках IPO не ее менеджерами (и российские, и зарубежные руководители компании, а также организаторы всего этого мероприятия свой нравственный выбор уже сделали) - классическая сделка с совестью. Простым людям легче легкого позариться на такой товар - государственная компания, контролируется людьми, у которых все схвачено, хотя и не за все заплачено. Покупать можно не только в России и россиянам, но и на самой что ни на есть солидной Лондонской фондовой бирже всем гражданам всех стран.
Как всегда, выбор за малым - решить, пахнут ли эти деньги или не пахнут.
И если пахнут, то чем именно. Впрочем, что-что, а зажимать носы в нужных случаях мы умеем…