Тупо зачищая информационное пространство от независимых или, точнее, нелояльных журналистов, Кремль методично настраивает против себя ключевую профессиональную касту, на которую может опираться. Телевидение и большинство общенациональных газет — единственное, что на самом деле контролирует нынешняя российская власть. А «цветные революции», призрак которых вызывает такую панику у российских руководителей, практически везде начинались с отказа ангажированных журналистов постоянно врать по указаниям своих хозяев или с недоверия большинства активного населения официальным массмедиа.
Хамское отстранение от эфира ведущей итоговой новостной программы на Ren TV Ольги Романовой назначенными Кремлем новыми хозяевами этого телеканала — «Северсталью» и «Сургутнефтегазом» — не первый случай громкого изгнания людей, определяющих облик того или иного канала. НТВ вообще сначала зачистили почти полностью, а потом по-идиотски, якобы за нарушение корпоративной этики, изгнали с канала последнего оставшегося там живого человека — Леонида Парфенова. Но проблема не в тех, кого изгоняют, а в тех, кто изгоняет, и в тех, кто остается.
Кремлевским политтехнологам надо каждый день напоминать своим кормильцам и поильцам: украинская революция началась с того, что журналисты государственных (подчеркиваем: го-су-дар-ствен-ных) телеканалов отказались работать по «темникам» — инструкциям, как «правильно» освещать новости, сочинявшимся в администрации Леонида Кучмы. А потом политтехнологи должны рассказывать своим спонсорам про Грузию, где народ перестал верить официальным новостям и верил только новостям не закрытого сравнительно цивилизованным президентом Эдуардом Шеварднадзе оппозиционного телеканала «Рустави-2». И еще изучить киргизский опыт — там Аскар Акаев не истребил демократическую прессу, и теперь она одна защищает имя и честь свергнутого президента.
У людей, правящих Россией, не должно быть иллюзий: информационное прикрытие им обеспечивают не из личной любви или идейной привязанности, а за деньги.
По мере разрастания борьбы за звание преемника между враждующими кремлевскими группировками руководители главных государственных телеканалов (как, кстати, и руководство «Единой России», силовых структур, назначенные губернаторы etc.) будут держать нос по ветру, выбирая себе более сильного и кредитоспособного хозяина. А слабому хозяину подчиняться перестанут.
Опять же, если в России каким-то чудом все-таки появится приличная власть, все эти Эрнсты-Добродеевы-Кулистиковы и примкнувший к ним новый гендиректор Ren TV г-н Орджоникидзе непременно тут же присягнут на верность и ей, можете не сомневаться.
При этом, согласно социологическим опросам, телевидению в стране доверяют 44% россиян. Это существенно выше рейтинга доверия «Единой России» и в разы выше уровня доверия конкретным политикам, за исключением президента Путина, де-юре уходящего со своего поста в 2008 году. Так что Кремль, установивший в стране эфирную стабильность, активно готовит себе эфирную революцию.
Кстати, даже если нынешней власти удастся относительно спокойно пережить проблему-2008 и дальше держать в узде все ведущие средства массовой информации, есть другой неутешительный для Кремля пример — наш скоропостижный союзник Узбекистан. Там власть забетонировала все информационное пространство еще лет 15 назад, введя жесткую предварительную цензуру всех средств массовой информации, когда цензор заранее отсматривает все сюжеты теленовостей и подписывает каждую газетную полосу. Но мир, когда случилась трагедия Андижана, поверил не «могучей» каримовской пропаганде, а горстке мужественных журналистов-очевидцев, рассказавших и показавших, как власти расстреливали без разбору сотни мирных граждан.
Это ведь чисто механический эффект: слишком закручиваешь гайки — слетает резьба. Слишком сильно контролируешь информацию — ей перестают верить или ее перестают слушать. Власть должна думать, как сделать своими союзниками действительно честных журналистов, сохранивших хотя бы остатки профессиональной репутации.
Невозможно до бесконечности подсовывать населению виртуальную политическую действительность под видом реальной.
Пофигисты все равно не загружают головы этой пропагандой, а думающие люди прекрасно видят, кому достается нагло отнятый у законных собственников ЮКОС, кто контролирует «Роснефть», кому и зачем жалуют с барского плеча Волжский автомобильный завод.
Так что в один прекрасный день обитатели кремлевского зазеркалья могут остаться без телевидения — без своих рук, ног и мозгов. А это в современных условиях пострашнее революционных масс будет.