Большинство предвыборных обещаний Владимира Путина кажутся россиянам реалистичными и заслуживающими поддержки, сообщает ВЦИОМ. Это вообще один из феноменов политики: большинство людей ненавидит тех очень немногих политиков, которые либо исполняют свои обещания, либо не дают их. И вполне спокойно относится к тем, кто их не исполняет. В России, стране рабской и патерналистской, эта тенденция особенно сильна. Итак,
согласно данным ВЦИОМ, 37% опрошенных считают, что Путин выполнит большинство предвыборных обещаний. 41% полагает, что будут выполнены некоторые обещания. Только 15% (это гораздо меньше, чем процент не голосовавших за будущего президента) думают, что большинство обещаний не будут реализованы.
Больше всего людей, 59%, верят в исполнение обещаний в области социальной политики, что вполне соответствует общему проценту политических иждивенцев в стране. Их даже больше, только некоторые ждут еще большей помощи от государства в лице его «президента-царя». 57% верят обещаниям о сохранении стабильности. Вполне естественное следствие усталости от потрясений (так эта часть общества трактует попытки в конце 80-х и в 90-х годах прошлого века завести в России нормальную жизнь) и привычка жить в путинском болоте, когда государство ежедневно вытирает о тебя ноги, но зато не требует никакого осмысленного участия в жизни страны.
Есть в опросе и откровенно поразившая меня цифра. 49% (почти половина!) верит в частичную реализацию обещаний об увеличении доступности жилья. Проблему доступности жилья до конца не удалось решить, пожалуй, ни одной стране мира. В России жилье становится все более и более недоступным для подавляющего большинства граждан, и даже если бы путинский режим действительно занимался этой проблемой, очень мало шансов, что ее удалось бы решить в сколько-нибудь обозримом будущем.
48% полагает, что будут частично реализованы обещания о повышении обороноспособности России. Советские представления о мире, подпитываемые нынешней официальной пропагандой, глубоко сидят в мозгах путинского избирателя. Раз обещал человек вбухать 20 триллионов рублей в оборонную промышленность и армию до 2020 года, люди начинают верить, что мы всем врагам накостыляем. Хотя кто и зачем будет с нами воевать, сами не понимаем. Как и то, что безопасность страны в современном мире в последнюю очередь определяется количеством оружия, а в первую — экономической и интеллектуальной мощью.
Опрос проводился в два захода – 25–26 февраля и 10–11 марта, то есть до и после президентских выборов, в исходе которых, согласно другим опросам, у россиян сомнений не было.
Вера обещаниям политических лидеров — это вообще хороший тест на качество народа и уровень сознательности граждан. Большой вопрос, стоит ли в принципе верить обещаниям в стране, где нет механизма легальной смены власти, а обещания раздает человек, уже 12 лет их не выполняющий.
Путин обещал удвоить ВВП к 2010 году, уполовинить число бедных к 2007-му, догнать и перегнать Португалию, не банкротить ЮКОС, победить коррупцию, отделить государство от бизнеса. Любой, кто имеет мозги и следит за развитием событий, признает, что ничего этого, мягко говоря, не случилось.
Конечно, публичная политика как таковая есть искусство обмана. Будущее политиков и в демократических, и в тоталитарных странах крайне редко зависит от того, как они исполняют обещания. Просто в демократичных обществах, если политик не понравился или надоел, его можно спокойно прокатить на выборах. А в странах вроде России власть кончает либо естественной физической смертью, либо насильственной гибелью в дворцовом перевороте или революции.
В нынешней российской ситуации люди, продолжающие верить обещаниям человека, находящегося у власти уже второе десятилетие, на самом деле просто не верят в реальность другой жизни и другой политики. Это смесь покорности и привычки. И это вовсе не тот случай, когда мнение большинства стоит уважать — его можно лишь принимать как данность, делающую невозможной нормальное развитие страны.
Эти люди будут верить несбыточным обещаниям до последнего. Они не спросят со своего вождя, почему он их обманул. Они хотят быть обманутыми, потому что не желают быть самостоятельными.
Пока в России не наступит настоящая суверенная демократия, то есть не появится критическая масса суверенных, независимых от власти ментально людей, ситуация не изменится. Безликие люди будут соглашаться ходить на казенные провластные митинги, участвовать в «каруселях», по привычке ставить «галочки» в избирательных бюллетенях за любое начальство. И не надо делать вид, что таких людей унижает слово «быдло»: унизить быдло невозможно, унижение способна чувствовать только личность.