Все постсоветские государства, за исключением, пожалуй, стран Балтии, воспроизводят советскую систему устройства государственной власти. Одна из важнейших черт этой системы — разделение политического и хозяйственного правительства с преобладанием первого над вторым. Политбюро, ближний круг вождя, решает все главные политические и бизнес-вопросы, а формальному кабинету министров достаются объедки с барского стола.
Как в воду глядел второй президент Украины Леонид Кучма, назвав свою книгу «Украина — не Россия». У нас ведь была (и продолжается) история, подобная той, что привела к масштабным кадровым переменам в высших эшелонах украинской власти. Разница только в том, что Украина уже дожила до «демократического» Политбюро, а в России Политбюро пока еще (или опять уже, если вспомнить ельцинские времена) авторитарное.
С чего началась новая кадровая революция на Украине? С публичной добровольной отставки главы администрации президента Украины, разоблачившего поименно коррупционеров в окружении самого президента. Но ведь и в России чиновник администрации президента, его советник по экономике Андрей Илларионов, публично, на пресс-конференции, назвал отъем «ЮКОСа» в пользу «Роснефти» аферой века. Только на Украине, в силу политической неоднородности и площадного происхождения власти, чиновник администрации президента сказал, кто именно коррупционеры, а в России в условиях «управляемой демократии» советник президента не сказал, что отнявший «ЮКОС» заместитель главы путинской администрации Игорь Сечин — аферист. То есть, афера есть, а аферистов нет. И в отставку советник нашего президента почему-то не ушел. А увольнять его никто не станет — иначе это будет признанием того, что Кремль действительно совершил аферу.
Буквально в тот же день, когда начался скандал в стане отцов «оранжевой революции», Владимир Путин, общаясь с западными журналистами и политологами, просто рассмеялся им в лицо, отвечая на вопрос о кремлевской коррупции. Президент искренне полагает, что чиновники его администрации во главе советов директоров крупнейших компаний — это всего лишь государственный контроль, а не фактическое управление главными корпорациями страны. Между тем, российская ситуация вполне может дозреть до украинской, причем безо всяких цветных революций. Просто на Украине власть до сих пор состояла из «людей Ющенко» и «людей Тимошенко», то есть из представителей двух внешних по отношению друг к другу и не очень совпадающих идеологически политических сил.
А в России это разделение на партию «Газпрома» и партию «Роснефти» происходит непосредственно внутри «людей Путина».
Кинет еще пару раз партия «Роснефти» партию «Газпрома», как это уже случилось с покупкой «Юганскнефтегаза» и сделкой по слиянию двух этих уважаемых компаний, и придется главе партии «Газпрома», по совместительству возглавляющему президентскую администрацию Дмитрию Медведеву, начать открытую политическую борьбу с партией «Роснефти». Особенно на фоне предстоящих президентских выборов, когда Путин должен уйти, а «люди Путина», конвертировавшие власть в собственность через это свое политбюро, хотят остаться при власти, чтобы остаться при собственности. Я не знаю, догадываются ли жители Украины, что ими пытались править не Ющенко с Тимошенко, а их ближайшие сподвижники из теневого «политического правительства», те же Порошенко и Третьяков. Знаю точно: россияне не догадываются, что ими правит никакой не Путин, а те же кремлевские администраторы вроде Сечина. Президенты, как и последние советские генсеки, просто крышуют эту реальную власть.
Чтобы на постсоветском пространстве не воспроизводился этот механизм бесконечного воровства в особо крупных размерах со стороны псарей возле царя, надо раз и навсегда отринуть советскую систему «двух правительств».
Президент должен представлять партию и формировать одно-единственное партийное правительство. Никакой администрации президента, никакого Совета безопасности и обороны, как на Украине, в качестве параллельного и главного, притом тайного, теневого кабинета, не должно быть в принципе.
Поэтому сторонникам великой советской империи огорчаться пока рано. Никаких настоящих цветных революций на постсоветском пространстве еще не произошло. На месте одного Советского Союза образовался десяток советских союзиков с той же дикой, непрозрачной структурой власти, животным желанием высших госчиновников обогатиться за время пребывания у власти. Этот механизм тотальной коррумпированности государства будет воспроизводиться, никакого равноудаления бизнеса и власти не произойдет.
Потому что пока на революционной Украине, равно как в контрреволюционных России с Белоруссией власть и есть главный бизнес.