Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в городе Ганновере мимоходом набросал путь к революции в пока вверенной ему стране. Он заговорил о правильности отмены госдотаций средствам массовой информации. Между тем путинская Россия — такая медиакратия, что никаким мердокам-кэмеронам и не снилось.
Общенациональные телеканалы, несколько государственных или содержащихся олигархами по приказу государства газет — вот, собственно, почти все государство. Не считать же признаками реального государства наши партии, парламент, армию и полицию в их нынешнем состоянии.
«На самом деле то, что государство помогает деньгами определенным средствам массовой информации, особенно небольшим, в провинции, это вообще-то не очень хорошо, — сказал президент в Ганновере. – Это хорошо с точки зрения их выживания, но не очень хорошо по сути. Было бы гораздо лучше, если бы они существовали самостоятельно. Но они пока этого не могут. И если государство перестанет их дотировать, то, скорее всего, они закроются». Дальше, правда, он привел такой забавный своей узостью пример: «Например, в провинции, если средство массовой информации получает деньги от регионального начальства, оно начинают обслуживать его интересы, превращается в рупор одного или нескольких человек. И это реально не очень хорошо». Как говорится в знаменитом анекдоте, не было ли аналогичного случая в итальянском городе Пиза? Не являются ли все наши общенациональные СМИ рупором одного или нескольких человек, получая деньги от федерального начальства, госкомпаний и карманных олигархов?
Вспомнил Медведев и то, что затрагивал эту тему в последнем послании Федеральному собранию (там он был еще более смел, поскольку говорил о необходимости акционирования государственных СМИ). А закончил спич, прямо как отъявленный карбонарий: «Чем быстрее мы сможем отделить такого рода средства массовой информации от государства, тем лучше».
Кто бы спорил, только это невозможно сделать без демонтажа самого нынешнего государства. Строго говоря, государство Россия в том виде, как его преподносит власть населению, существует только в этих СМИ. Именно поэтому слом или трансформация пропагандистской машины путем отказа государства от содержания и прямого контроля над федеральными телеканалами наряду с законным разрешением дела ЮКОСа, а также честными выборами являются ключевыми, знаковыми индикаторами изменения курса, наличия реальной самостоятельности у президента Медведева и возможности разморозки путинской России.
Любой сколько-нибудь значимый проект на российском рынке СМИ (ну, конечно, кроме журналов о здоровье, рыбалке, охоте или собирательстве) не может быть начат либо без госденег, либо без одобрения власти, либо без ее негласного приказа на квазичастные деньги.
Власть сознательно создала ситуацию, при которой никому из людей, имеющих капитал, нет смысла вкладываться в СМИ по своей воле. Это нерентабельно не только экономически, но и политически.
Мозги значительной части россиян по-прежнему искорежены откровенно орковскими по содержанию главными телеканалами страны (включая и главные развлекательные). При этом, в отличие от Запада, в России в принципе нет так называемых СМИ «влияния». Там влиятельные СМИ — те, которые так или иначе могут повлиять своей профессиональной деятельностью на принятие политических решений. Например, могут заставить уйти в отставку министра. У нас «влиятельные» — те, которым власть прямо или косвенно диктует программу передач и месседжей.
Наш Мердок — это Владислав Сурков, он внутри власти.
Начальник нашей полиции не уходит в отставку после захвата средней школы и взрыва в крупнейшем аэропорту страны — что ему какой-то там скандал с «прослушкой» знаменитостей.
Советскому Союзу, где власть тоже активно использовала СМИ как способ прямого или косвенного обмана населения относительно реального положения дел в стране, это не помогло. Горбачевская гласность активно способствовала демонтажу прогнившей насквозь советской империи. Что не означает, будто без гласности империя протянула бы существенно дольше: смертельная болезнь не проходит оттого, что пациент о ней не знает. Сейчас у государства нет технологических возможностей держать в информационной узде все население, но относительная неразвитость интернета и огромная территория все еще позволяют нынешней власти пудрить мозги значительной части граждан.
Свободные частные СМИ (пусть даже выполняющие волю своих хозяев, но разных, а не одного!) как раз и нужны для того, чтобы общество с их помощью могло контролировать власть и не позволять ей вешать на уши гражданам лапшу в промышленных масштабах.
Если бы Медведев действительно решился на отмену госдотаций СМИ, а еще лучше на отказ государства от своих телеканалов и газет, морок путинской пропаганды рассеялся бы очень быстро. Вы хотите сказать, что СМИ тогда будут умирать пачками? Так они и сейчас умирают, даже если формально живут. В этом мире вообще нет ничего вечного. Даже национального лидера России.