Когда страна живет в большой лжи, ее истеблишмент (в России акцент в этом слове хочется сделать на последних четырех буквах) активно обличает ложь малую — даже если это и не ложь вовсе. Потешная дискуссия вокруг сериала «Школа» Валерии Гай-Германики на Первом канале все-таки заставила обнажить сущность сегодняшнего российского бытия, причем вовсе не школьного. По законам правды и лжи здесь охотно судят то, что этими законами не определяется, зато официальную «чернуху», «желтуху» и «светлуху» как на телевидении, так и в самой атмосфере российской жизни, балансирующую между ложью и пошлостью, замечать категорически отказываются.
Во время встречи с учителями в Рязани спикер Госдумы и один из лидеров «Единой России» Борис Грызлов предложил снять и показать по каналу «Россия 1», чтобы уж совсем в пику «Первому», альтернативный телесериал «Школа».
«Первый канал показал такую школу, есть предложение по каналу «Россия-1» показать школу другую», ― проявил креативное мышление Грызлов. «Давайте попросим написать соответствующий сценарий и показать, какая школа может быть в XXI веке», ― предложил он. По его мнению, такой фильм «будет иметь большую зрительскую аудиторию». «Я серьезно говорю», ― педалировал Грызлов, чтобы никто не заподозрил его в шутке после знаменитого афоризма «Парламент — не место для дискуссий», который он потом пытался опровергать.
Телеканал «Россия-1» устами анонимной представительницы своей пресс-службы заявил, что подумает над предложением г-на Грызлова снять сериал о школе в противовес сериалу, который показывает Первый канал. «Предложение здравое. Будем думать», ― сказала она, правда, не добавив, что тоже «говорит серьезно».
Вообще представить себе альтернативный сериал «Школа» в жанре «светлухи» совсем не сложно. Школьники там тоже занимаются любовью на переменах — но только любовью к Родине. Они тоже курят в туалете — но исключительно фимиам вождям страны и ее величию.
Они тоже пьют, но лишь сок «Добрый». Они матерятся, но только по поводу американского империализма, президента Грузии и пока еще президента Украины. Главные герои — хорошисты и отличники, члены (в светлом, альтернативном Гай-Германике смысле этого слова) движения «Наши», на переменах штудируют «Стратегию-2020» и статью «Россия, вперед!», изобретают инновационные паровозы, мечтают стать космонавтами, а не банкирами или чиновниками и активно помогают одному-двум случайно оставшимся в классе троечникам. Двоечников сбрасывают со скалы, как в Спарте поступали со слабыми мальчиками. Учителя в такой «Школе» поголовно вежливы, умны, талантливы, получают зарплаты депутатов Госдумы, но все как один уверены, что не в деньгах счастье, а в духовных ценностях — православии, самодержавии и суверенной демократии.
…Почему-то получается какая-то пародия, похлеще «чернухи» Первого канала. Это вообще рабская привычка — судить о произведении искусства с позиций правды или лжи. По сравнению со знаменитым фильмом «Чучело» Ролана Быкова нынешний школьный проект «Первого» ― словно «Фитиль» Сергея Михалкова, такая слабо тлеющая критика отдельных недостатков. При этом представители нашего истеблишмента постоянно приводят в пример советские фильмы. Но, если начать их судить по тому же принципу ― «правда ― неправда», «Кубанские казаки», например, имели бы такое же отношение к реальной жизни кубанских казаков в 1949 году, как нынешняя программа «Время» к новостям.
«Чернуха» замечательно продается. Это вам хором скажут руководители главных российских телеканалов, в головах которых осталось только два критерия работы — «рейтинг» и «лояльность».
При этом «чернуха» должна быть воображаемой (сериалы), бытовой (всевозможные телепрограммы про криминал) или пропагандистской (документальные фильмы-фальшивки про внешних и внутренних врагов, по версии действующей власти). А «светлуха» ― тоже бытовой (утренние программы, те же сериалы и ток-шоу на вегетарианские «народные» темы) или политической (выпуски новостей в части Путина, Медведева и «Единой России»). Все это обильно пропитывается «желтухой» ― полосканием личного белья звезд шоу-бизнеса и вышеупомянутых политических врагов нашей власти, которых народ должен ненавидеть еще сильнее, чем она.
Не правда ли, глупо и нелепо дискутировать о правде показа школьной жизни в конкретно взятом сериале, произведении изначально вымышленном, да еще идущем на буквально купающемся во лжи о реальных событиях главном канале страны?
В стране, где выборы давно не похожи на выборы, «Единая Россия» ― на партию, парламент ― на законодательную власть, суды ― на суд, милиционеры ― на защитников безопасности граждан. Где президент, согласно свежему анекдоту, увы, сильно смахивающему на быль, номинируется на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Где патриотизм опять стал синонимом пофигизма и бездумной поддержки любой действующей власти. Где встающие с колен так и не становятся прямоходящими.
Вообще идея Бориса Грызлова насчет альтернативного сериала «Школа» действительно здравая. Ее просто надо распространить на весь спектр общественной жизни.
В одном регионе выборы проходят, как в Москве 11 октября прошлого года, а в другом ― по приколу — честно. Один суд судит по-басманному, а другой — по закону. Одних губернаторов назначаем, других выбираем. На одном российском канале новости ― как в программе «Время», на другом — как на «Би-би-си».
Один правитель страны говорит, что в ней все замечательно и только вокруг нее сплошные козлы-завистники, а другой — что в стране плохо и ее надо бы целиком модернизировать. Впрочем, последний вариант сценария в России уже, кажется, можно увидеть по телевизору.