Едва ли не главной новостью мировых СМИ стало решение конституционного суда Италии лишить иммунитета от уголовного преследования премьер-министра Сильвио Берлускони — пожалуй, единственного лидера не авторитарной и не тоталитарной страны, который до сих пор фактически был выше закона.
Для России история «друга Сильвио» имеет особый смысл: в нашей стране верховная власть во все времена находилась и находится вне закона. Оборотная сторона этой полнейшей независимости российских правителей от закона — революции и дворцовые перевороты,
приводившие к смене первых лиц насильственным путем и даже к полному краху государства, а также репрессии внутри властной корпорации вследствие подковерной борьбы за власть.
Конституционный суд Италии в минувшую среду постановил, что иммунитет премьер-министра страны Сильвио Берлускони от уголовного преследования противоречит конституции. В суде пришли к выводу, что так называемый закон Альфано, дававший главе правительства и некоторым другим руководителям страны подобный иммунитет, нарушает принцип равенства граждан перед законом и не соответствует конституции. Кроме того, конституционный суд отметил: для того чтобы «закон Альфано» вступил в силу, нужно было внести изменения в конституцию. А этого в 2008 году, когда он принимался, сделано не было.
Отмененный судом закон о судебной неприкосновенности гарантировал защиту от уголовного преследования премьер-министру, президенту и спикерам обеих палат парламента Италии на период их пребывания в должности. (Но не после отставки. Для сравнения: в России закон гарантирует президентам пожизненную неприкосновенность.) Закон о судебной неприкосновенности политиков в Италии был утвержден Сильвио Берлускони в прошлом году, почти сразу же после того, как он вернулся к власти, выиграв парламентские выборы. Согласно закону, все судебные дела, в которые вовлечены четыре главных государственных лица — премьер, президент и спикеры двух палат парламента, должны быть приостановлены в период их работы на этих должностях. Исключение составляют дела о государственной измене и о подрыве конституции.
В истории России равенства власти и граждан перед законом не было никогда. Начиналось это избирательное правосудие в ХI веке со знаменитого свода законов «Русская правда» Ярослава Мудрого, который «мудро» назначил куда более суровое наказание за убийство боярина, чем за убийство смерда.
При этом понятно, что князь устанавливал правила правосудия, но сам был неподсуден. Князей можно было только убить или, например, ослепить, что и происходило в российской истории. В царской России императоры, само собой, были над законом. Советская власть в полном соответствии с неписаным правилом, согласно которому «революция пожирает своих детей», уничтожила посредством сфабрикованных уголовных процессов немало руководителей страны. Но с равенством власти перед законом или с самим фактом отправления правосудия эти репрессии, разумеется, ничего общего не имели.
Не был писан закон ни генсекам ЦК КПСС, ни президентам России. В лучшем случае правовое пространство использовалось как инструмент политической борьбы, как это было с попытками устроить процедуру импичмента Борису Ельцину оппозиционной ему Госдумой.
По этой же причине в свое время шли бурные дебаты вокруг закона о гарантиях президентам Российской Федерации — оппозиционные депутаты не хотели предоставлять никаких гарантий Борису Ельцину. Впрочем, оппозиции в российском парламенте давно нет, а заикнуться об уголовном преследовании или хотя бы выяснении каких-нибудь действий второго экс-президента России Владимира Путина (ну, например, обстоятельств истории с «Байкалфинансгрупп») ни один депутат не рискует.
Выше закона в России находятся не только президент с премьером, но и фактически все министры. В путинские времена стали заводить уголовные дела на губернаторов, но к равенству всех граждан перед законом эти дела имеют такое же отношение, как, скажем «дело ЮКОСа» к борьбе с уклонением от уплаты налогов.
Это всего лишь форма передела власти и собственности. К тому же в новейшей истории России не было ни единого случая, когда действующий губернатор проиграл хотя бы один судебный процесс в своем регионе.
Полная независимость верховной власти в России от правосудия не только порождает ее безнаказанность и правовой нигилизм в обществе (презрение к закону на Руси у панов и холопов совершенно одинаковое), но еще и неизбежно порождает совершенно антиправовую по форме борьбу за власть. В результате получается, что в борьбе за власть допустимы любые средства, ведь сама власть выведена из-под действия законов. С другой стороны, в такой системе пост депутата или сенатора стал восприниматься как форма иммунитета от уголовного преследования. Правда, поскольку страна живет по понятиям, а «понятия» постоянно меняются, в России в эпоху президентства Путина стали заводить уголовные дела и на депутатов с сенаторами — конечно, далеко не самых влиятельных.
Понятно, что так просто, одним законодательным актом, в России власть в правовое русло не введешь. Процесс может оказаться долгим и мучительным. Но его важно хотя бы начать.
Для начала необходимо усилием политической воли президента прекратить практику использования правосудия как элемента сведения счетов в провластной корпорации.
Еще и с этой точки зрения принципиально как можно скорее пересмотреть позорное во всех отношениях «дело ЮКОСа». В нем российская система отношений власти с законом отразилась в полной мере: конкретные госчиновники под «крышей» нынешнего премьера заказали разгром нефтяной компании, завладели ее активами, наказали ее за то, что делали и делают масса других компаний. Потому что одним можно, а другим нельзя: что позволено Юпитеру — не позволено быку. Во многом поэтому «юпитеры» у нас ведут себя как натуральные «быки».