Эта история начиналась красиво. Новый президент России, молодой, современный мужчина, продвинутый пользователь сети интернет, из интеллигентной семьи, подписал указ о награждении орденом Дружбы действительно народного (не по званию, а по сути) артиста России и Грузии Вахтанга Кикабидзе. Как водится, к юбилейной дате — 70-летию.
Всенародно любимый Буба собирался давать осенью юбилейные концерты в Москве и получать заслуженную награду.
Естественно, после того что случилось у России с Грузией и к чему российская власть приложила уж точно не меньше усилий, чем пресловутый «режим Саакашвили», Кикабидзе от ордена Дружбы отказался. Наши мастера культуры из тех, что на самом деле мастера «чего изволите», бэк-вокалисты любой российской власти, что бы она ни делала, начали журить замечательного артиста за этот отказ.
Российские войска, прямо скажем, не удержались в границах Южной Осетии и Абхазии, как и Россия, прямо скажем, в своей внешней и внутренней политике давно не удерживала себя в границах чести, совести и права. Вахтанг Кикабидзе в разгар войны (не будем забывать, что она еще не закончилась и российские войска все еще что-то патрулируют в «районе порта Поти», за тридевять земель от Абхазии и Южной Осетии) дал очень резкое интервью одной из тбилисских газет. Вот цитаты из этого интервью в изложении одной из тех российских газет, кто постоянно ласкает и превозносит российскую власть, а заодно развлекает массового читателя «чернухой» и «желтухой»: «Я сперва думал, что русская армия ограничится только зоной конфликта, но когда она расползлась чуть не по всей Грузии, я понял: русские начали эту варварскую войну намеренно. Мы должны постараться каким-то образом покончить с этой страной. В этом нам должен помочь Запад... Весь мир увидел, какая это страна — Россия. Сами сровняли с землей Цхинвал, а теперь пытаются грузин в этом обвинить... Грузинам я скажу, что мы должны суметь сделать все для защиты нашей страны. Русские должны как-то убраться отсюда...»
Как бы ни относиться к этим словам, считать их горькой правдой или криком отчаяния пожилого человека, у которого войска любимой им страны физически отнимают Родину, они стали результатом не только грузинской, но и российской политики.
Грузия, в отличие от гитлеровской Германии, на Россию не нападала. Она делала ровно то, что делала Россия в Чечне, — силой пыталась восстановить свою территориальную целостность. Нам никогда не нравится, когда другие делают то же самое, что и мы.
Я не знаю, какие интервью московским газетам раздавали бы российские артисты, если бы Грузия была размером с Россию, а Россия — размером с Грузию, и при этом Грузия признала бы независимость Чечни, предварительно введя туда войска регулярной армии. Но я точно знаю, что Россия по самой своей сути на протяжении многовековой истории была страной, которая строилась как многонациональная. Она никогда не была мононациональным государством и не является таковым сейчас. Я также точно знаю, что никакой дружбы народов не бывает, а вот вражда народов встречается сплошь и рядом. И что за отсутствие этой вражды персонально, по должности, отвечают правители стран. Особенно той, которая больше и сильнее.
Россия силой оттолкнула от себя народ-единоверец, с которым у русских всегда были человеческие, культурные, ментальные связи. Вы можете сказать, что она завоевала симпатии абхазов и осетин?
Увы, имперский транс, в который все-таки ввела себя и народ посредством активных пропагандистских мантр в последние восемь лет наша глупая власть, не подразумевает реальной любви и даже элементарного уважения к тем, кого мы «приручили». Наша милиция не будет проверять паспорт у осетина и абхазца интеллигентнее, чем делает это до сих пор. Наш империалистический плебс не начнет относиться к кавказцам с меньшей бытовой ненавистью, чем сейчас.
Само существование России зависит если не от дружбы (ее, повторю, не бывает, есть лишь дружба людей), то хотя бы от органичного мирного сожительства населяющих ее очень разных народов.
В Советском Союзе существовал орден Дружбы народов, что не мешало подавляющему большинству рядовых жителей России, вполне милым и мирным людям без малейших националистически замашек, путать таджиков с узбеками, а киргизов с казахами, живя с ними в одной стране. Это в «мирные советские» времена болельщики на стадионе в Киеве кричали в адрес команды из Казахстана: «Бей, бей басмачей!» (сам сидел на том стадионе). России нельзя сеять вражду, как она это делает все последние годы, нельзя натравливать свое население на остальной мир, нельзя становиться пугалом для соседей по бывшему (заметьте, только что бывшему и распавшемуся!) СССР. Потому что те, кто вас боится, никогда не будут вас любить и уважать. Любой неравный союз все равно распадается.
Я мечтаю о том, чтобы Вахтанг Кикабидзе дожил до того момента, когда он сможет приехать в Москву, не совершив преступления против собственной совести, и получить заслуженный орден Дружбы из рук такого интеллигентного с виду президента России Дмитрия Медведева.
Я надеюсь, что вирус имперского варварства когда-нибудь вытравится из крови российской государственности хотя бы ради ее сохранения.
«Нас ничего не пугает, в том числе и перспектива холодной войны», — сказал президент Дмитрий Медведев в интервью англоязычному российскому пропагандистскому телеканалу Russia Today сразу после крупнейшей геополитической ошибки, совершенной Россией с момента распада СССР. Очень жаль. Ответственных политиков должна пугать перспектива любой войны.