Те, кто публично просит президента России Владимира Путина нарушить закон и остаться у власти после истечения конституционного срока полномочий, унижают его, себя и страну. Таким же тройным унижением стало бы согласие президента с этими просьбами.
Хроника всероссийского движения самоунижения полнится новыми яркими фрагментами. То на Камчатке пройдет, как нам трогательно сообщают информационные агентства, санкционированный властями митинг местной общественности в поддержку третьего срока (попробовали бы они не санкционировать!) То четыре мастера придворной культуры отличатся письмом в главной официозной газете страны. И ведь это далеко не первая волна заискивания перед нынешним президентом — так или иначе, тема третьего путинского срока и слабо маскируемого пожизненного правления всплывает в течение всего второго срока. Более того, она стала единственным политическим вопросом, существующим в стране на уровне видимости общенационального диалога между народом и властью. План Путина для России — это давно уже личные планы на Путина разных слоев населения и провластной элиты после окончания его законного президентства. Нечто вроде видов на урожай.
Скажу сразу: любой гражданин страны, искренне или из корыстных побуждений, имеет полное право желать, чтобы нынешний президент правил страной хоть до гробовой доски. На мой взгляд, нельзя только требовать нарушения закона, и глупо публично объяснять это свое желание вечно жить при Путине именно так, как это делают его апологеты в России. Собственно, аргументов всего два. Причем они, если вдуматься, взаимоисключающие и очень обидные для адресата: первый — у вас такая распрекрасная политика, что только вы должны ее продолжать; и второй — если вы уйдете, все может развалиться.
Эта унизительная глупость с редкой откровенностью выражена в письме четырех генералов российской культуры в «Российской газете».
«Мы высоко ценим Ваши огромные достижения во всех сферах жизни России, то, что благодаря Вашим усилиям была достигнута социальная стабильность и прогресс, необычайно повысился авторитет нашей Родины во всем мире», — пишут деятели культуры. «Для нас жизненно важно, что и после 2008 года Вы продолжите осуществлять свою выверенную и благотворную политику…»
Знаете, почему это унижает действующего президента? Не только потому, что ему гадко-льстивым, заискивающим тоном, которого физиологически не выносит по отношению к себе ни один приличный человек, приписывают «огромные достижения» во ВСЕХ сферах жизни России — словно, это он лично и мужской чемпионат Европы по баскетболу выиграл, и поднял стоимость барреля нефти на мировых рынках выше 80 долларов. Но, прежде всего, потому, что ему невольно выносят приговор, как плохому менеджеру: у хорошего-то дело поставлено так, что прекрасно может развиваться и без его участия. А тут открытым текстом: так можете Вы и только Вы. А без Вас все пойдет в тартарары. И ведь правду пишут: восемь лет путинского правления, с точки зрения выстраивания дееспособной и прочной власти (то есть власти, принципиально не зависящей от личности главного начальника), потеряны для страны. Тут даже моральным лидером не останешься, ибо не может моральный лидер разруливать бесконечные грязные конфликты внутри своего окружения за власть да за собственность.
Это участь действующего президента страны, превращенной в вертикально интегрированный холдинг, председателя совета директоров корпорации «Кремль».
Знаете, почему это унижает просящих? Не только потому, что всякая лесть такого рода унизительна для того, кто льстит. Призывая президента нарушить закон, они тем самым дают право нарушать законы своей страны и себе, и в отношении себя. Думаю, у одного из авторов «письма четырех» — Зураба Церетели — не так давно оставшиеся волосы стояли дыбом, когда его политический кумир дал команду на массированную антигрузинскую кампанию в России. Как у нас могут фабриковаться уголовные дела «безродных космополитов», «врачей-убийц» или «грузинской мафии», никому из этих мастеров культуры, надеюсь, напоминать не надо. Поэтому и непонятно, чего больше в этом акте верноподданичества — любви или страха потерять нажитое, хлебные заказы и ответственные посты. А общественности Камчатки, спрашивается, чего суетиться? Бог высоко, Москва далеко. Дальше Камчатки все равно не сошлют, кто бы ни был президентом России. Но нет, надо протрубить на всю страну: мы рабы и холопы твои, президент-батюшка, не бросай нас.
Знаете, почему это унижает страну?
Потому что мы выглядим, как страна людей, у которых нет собственной головы на плечах, готовых переложить все заботы о будущем на одного-единственного человека.
Но даже если бы он действительно был политическим гением, даже если бы все, что говорит наша официальная пропаганда про достижения России и якобы ядерно поднявшееся к ней уважение в мире, было бы правдой, и тогда нельзя унижать себя, страну и своего любимого президента подобными просьбами-требованиями. Страна, не желающая и не способная жить по своим законам — это не страна. Общество — не общество. Народ — не народ. Путин достаточно молод и полон сил, у него есть прекрасная и абсолютно законная возможность баллотироваться в президенты через срок. Он такой же гражданин, как и мы с вами. Хотя, боюсь, что если такой же, он все-таки согласится на унижение…