Неизвестные шутники, натянувшие хиджаб на знаменитую Русалочку скульптора Эдварда Эриксена в Копенгагене в знак протеста против гипотетического приема Турции в Евросоюз, сами того не ведая, проиллюстрировали едва ли не главную проблему современной цивилизации. Эта проблема — отсутствие реальных общечеловеческих ценностей. Если хотите — глобальный кризис содержания жизни человечества.
Одной из самых шумных тем во время дискуссии по конституции Евросоюза стало внесение в нее положения о христианских ценностях как основы европейского «государства государств». Если бы это положение закрепили законодательно, видимо, Евросоюзу пришлось бы организовать крестовый поход на мусульманскую Турцию или навсегда отлучить единственную страну мира, более или менее примиряющую две непримиримые цивилизации, от европейского дома.
Но старые межконфессиональные распри человечества усугубляются новыми, гораздо более сложными конфликтами.
Реально у человечества практически нет объединяющих идей — только технологии.
При том что есть такое разрушительное оружие, которого не было еще никогда, такие возможности для терактов, которых не было еще никогда, и такие амбиции, которых не было еще никогда.
Между тем до сих пор именно идеологии правили миром и, увы, не без большой крови, поддерживали человечество в более или менее жизнеспособном состоянии. Римская империя, например, была обширнее любой страны современного мира, но ее разрушили разрозненные христианские секты. Потому что им постепенно удалось внедрить в умы значительного количества людей принципиально новую идею — личной свободы человека и самоценности его отдельно взятой земной жизни в противовес господствовавшей идеологии принадлежности этой жизни богу (или богам) и императору как их полномочному представителю в Римском федеральном округе.
Империя сначала разрушилась в умах, а уже потом в географических границах.
Сейчас религия — здесь судьбы христианства и магометанства схожи — как источник формулирования содержания жизни человечества иссякла. Когда человек создал себе возможности в режиме реального времени добраться из любой точки мира в любую, начал путешествовать в космос, научился формировать параллельную виртуальную реальность при помощи компьютеров,
конфликт между национальной и религиозной идентичностью, с одной стороны, и принципиальным универсализмом, космополитичностью главных технологических достижений человечества, с другой, начал взрывать мир.
В буквальном смысле.
Не без оснований решив в начале ХХI века, что угроза международного (это слово — лишь политкорректное прикрытие другого прилагательного — «мусульманского») терроризма главная для человечества, командиры этого человечества до сих пор не знают, чего именно хотят их главные враги. Боюсь, не знают этого и сами идеологи международного терроризма. Потому что Усама бен Ладен не идеолог, а технолог, почти как Глеб Павловский. Он планирует технологию казни заложников или взрыва башен-близнецов посредством угона самолетов для последующего показа по телевидению. Показ по телевидению как будто и становится конечной целью кровавого перформанса.
Но это ведь технологическая, а не идеологическая цель. На вопрос, во имя чего, ответа нет.
В таких условиях общечеловеческой ценностью тоже оказываются технологии, а не идеи. Недавно в Иерусалиме в разгар шаббата, проголодавшись, я увидел единственное работающее заведение общепита — разумеется, макдоналдс. И я поймал себя на том, что — при всех вопросах к меню этого заведения — оно реальная общечеловеческая ценность. Потому что макдоналдс есть в любой точке мира и потому что для бигмака или чизбургера действительно нет ни мусульманина, ни христианина, ни эллина, ни иудея.
Нефть и газ когда-нибудь кончатся. Государства и дальше будут менять границы — иногда по своей воле, иногда против нее, как меняли их всегда до сих пор. Но молодежь везде все равно будет смотреть и слушать музыку формата «гамбургера». А призыв «Христос акбар!», если христианская и мусульманская цивилизации когда-нибудь все-таки сольются в экуменическом экстазе, мы все равно обнаружим на вэб-сайте Бога.net.