Неделю назад мы с коллегами провели день в Ярославле, где вот уже несколько месяцев городскую администрацию возглавляет Евгений Урлашов, на весенних выборах поддержанный широким спектром оппозиционных сил и с разгромным преимуществом победивший кандидата от «Единой России». Практическая работа Урлашова в кресле мэра – бесценный опыт для будущих позитивных преобразований в стране, которые пустят намного более прочные корни, если пойдут «снизу», с уровня местной власти. Этот сюжет интересен еще много чем, и прежде всего ответом на сакраментальный вопрос: «Есть ли жизнь после «Единой России»?» Ведь нас привыкли пугать непрофессионализмом соперников партии власти, старой как мир формулой «кричать на митингах может каждый, а попробуйте подготовить ЖКХ к зиме». Сейчас эта пресловутая формула становится лейтмотивом практически каждой местной выборной кампании.
Ярославский эксперимент много чем примечателен. Евгений Урлашов не является классическим «митинговым» оппозиционером и, скорее, являет собой пример регионального политика-прагматика – вероятнее всего, такой профиль будет наиболее перспективен в ближайшие годы. С другой стороны,
Урлашов продолжает оставаться независимым политиком, в отличие от многих других представителей оппозиционных партий, выигрывавших в последние годы выборы у «Единой России» в Иркутске, Твери и других городах, но позднее превращавшихся в перебежчиков.
При этом он сумел наладить прагматичные отношения с «Единой Россией», несмотря на то что они остаются политическими противниками.
14 октября в Ярославле пройдут важные выборы муниципалитета, к которым город подходит в совершенно новой политической атмосфере. «Единая Россия» теперь не имеет там никаких преимуществ: ей не разрешено вести агитацию в госучреждениях, работникам городских структур запретили участвовать в предвыборной кампании партий, оказывать давление на СМИ. Все партии поставлены в равные условия агитации, разрешены любые митинги в любых местах в городе (по словам Урлашова, их в целом тут же перестали проводить). 100% избирательных участков будут оснащены КОИБами (комплексами автоматической обработки избирательных бюллетеней), исключающими возможность вброса голосов. Самые разные политические силы будут активно сотрудничать ради обеспечения честности процесса голосования. На октябрьских выборах мы, скорее всего, будем наблюдать редкий для современной России пример выборов, полностью свободных от использования административного ресурса, где кандидаты и партии получат результат, близкий к их реальному рейтингу.
Ярославская «Единая Россия», похоже, и не надеется на этих выборах на победу, но нужно понимать, что даже в таких условиях у этой партии есть свой рейтинг, и не маленький – по оценкам, примерно 25% (на декабрьских выборах в Госдуму партия получила в городе Ярославле 26%, на мартовских выборах мэра – 27%). В будущем ей наверняка придется привыкать к непривычной для себя «оппозиционной» роли. А в следующем году предстоят выборы Ярославской областной думы – учитывая, что в областной столице проживает половина избирателей региона, а оппозиционные настроения сильны в целом по области,
«Единой России» грозит перспектива полной потери власти в регионе. Крупном, расположенном совсем рядом с Москвой.
Успех соперников «Единой России» на последующих выборах, разумеется, будет зависеть от результатов работы Урлашова. Пока что он в кресле мэра всего несколько месяцев. Но несколько понятных приоритетов в его деятельности уже есть: ремонт и строительство дорог, соцсфера, расселение аварийного жилья, развитие зеленых зон, парков и спортивных площадок. Финансирование дорожного хозяйства, наверное, самая больная тема: на этот счет идут ожесточенные споры с областной властью, которая выделяет Ярославлю значительно меньше желаемого из областного дорожного фонда. Однако не все так плохо: Евгению Урлашову, например, удалось при принятии областного бюджета на 2012 год выбить для города дополнительные 56 млн рублей на ремонт дорог из фонда области, хотя изначально «Единая Россия» вообще не хотела давать денег «чужому» мэру.
Умение построить диалог с партией власти, при этом оставаясь ее соперником, – важнейшее качество, которое потребуется любому претенденту на региональные и местные выборные должности в ближайшие годы.
Урлашов проявляет себя прагматиком и подготовленным управленцем и по другим направлениям – сумел начать серьезное сокращение штатов, провести инвентаризацию городского имущества и избавиться от ненужных посредников, зарабатывающих на сдаче городских площадей в субаренду. В общем, обеспечил своей администрации достаточную степень финансовой независимости для того, чтобы ее нельзя было просто так взять и задушить.
Пример Ярославля – история о том, как демократия и народовластие могут «прорасти» в нашей стране снизу, в результате действий грамотных и сильных местных политиков. Собственно, нахождение и раскрутка таких кандидатов на сегодня должны стать ключевой задачей российской оппозиции. Даже если они не состоят ни в одной партии и не примкнут к ним, их все равно стоит поддерживать, если они обладают достаточной твердостью в стремлении вернуть демократическое начало в местное управление.
Показательная история в этом плане – предстоящие в Рязани выборы губернатора, где действующий глава региона Олег Ковалев имеет все шансы проиграть, но профессиональные оппозиционные структуры не смогли предложить ни одной альтернативной кандидатуры. Конкуренты Ковалева, могущие его победить, – представители региональной элиты, не спешащие взять на вооружение оппозиционные лозунги. Более оптимистическая ситуация в Нижнем Тагиле, где на выборах мэра выдвинулся справоросс Андрей Муринович, имеющий возможность сформировать вокруг себя мощную оппозиционную коалицию и победить. Пессимистическая – в Калининграде, где профессиональная оппозиция вообще не сумела выдвинуть достойных кандидатов, несмотря на то что выиграть у действующего главы города — единоросса Александра Ярошука — вполне реально. Калининградскую оппозицию сейчас упрекают в неспособности договориться, но это привычный штамп, а проблема вовсе не в этом. Она в отсутствии сильного оппозиционного кандидата. Если бы подлинно сильный кандидат появился, вокруг него скорее сплотились бы.
Дефицит профессионализма – главное, в чем сейчас оппоненты упрекают Евгению Чирикову, выдвиженца оппозиции на выборы мэра Химок. И хотя у Чириковой есть хорошие потенциал и опыт, в последние два года она действительно провела, наверное, чересчур много времени в компании известных митинговых трибунов, что не могло не наложить отпечаток на ее имидж. Теперь Чириковой придется доказывать свой профессионализм в прямом общении с химчанами – стоит надеяться, что это получится.
А в целом проблема кадров на региональном и местном уровне на сегодня, похоже, становится главной для оппозиции.
Губернаторские выборы вернули, и они вовсе не являются фикцией, но выставить на них часто некого. Сосредоточившись на своей внутренней кухне и перманентных «оккупаях», регионы оппозиция существенно упустила.
Это, кстати, касается и московской журналистской тусовки (она настолько тесно переплелась с политической, что порой там трудно найти различия): пишут про каждый чих московских оппозиционеров, и при этом трудно найти хороший текст про важнейшие события в Ярославле, Рязани или Нижнем Тагиле.
Это упущение нужно наверстывать. Реальные перемены в России в ближайшие годы смогут приблизить только практические шаги по демократизации общественно-политической жизни по всей территории страны, то есть прежде всего в регионах. Если там начнет массово появляться и расширять свою сферу влияния ответственная и демократичная власть нового типа, Россия действительно может стать другой. Поэтому процессы, подобные тем, что происходят сейчас в Ярославле, нужно всемерно поддерживать.