С 1 августа вступает в силу московский закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы», недавно принятый Мосгордумой и официально опубликованный в прошлый четверг. О важности этой проблемы уже говорилось ранее:
Москва является единственным европейским мегаполисом, где местное самоуправление фактически отсутствует, всем в городе управляет централизованная властная вертикаль — и это ненормальное положение вещей.
Теперь, впервые за 20 лет, полномочия органов местного самоуправления в Москве не сокращаются, а расширяются. Это довольно нетипичный шаг власти по нынешним временам: при Лужкове такого не то что не было, но и представить было трудно.
Впрочем расширением это назвать можно довольно условно – муниципальным депутатам передаются функции по большей части совещательного характера по довольно узкому кругу второстепенных вопросов, а для принятия решения по наиболее чувствительным позициям требуется квалифицированное большинство в две трети депутатов. Последнее, с учетом доминирования в большинстве нынешних муниципальных собраний людей, прямо аффилированных с исполнительной властью, фактически исключает возможность налагать вето на решения, не устраивающие население.
Можно понять, что препятствует более решительным шагам мэрии по расширению полномочий муниципальных собраний. Предшествующие годы бесправия серьезно выхолостили качество местного депутатского корпуса в Москве. Серьезные люди в муниципальные депутаты по большей части не шли, поскольку там не было возможности что-то сделать из-за отсутствия реальных полномочий, а вместо этого органы местного самоуправления напичкивались техническими ставленниками районных управ, вся функция которых сводилась к техническому «одобрямсу» проталкиваемых исполнительной властью решений. Действительно, такому муниципальному корпусу, где относительно небольшое число грамотных депутатов растворяется в море непонятных личностей, готовых послушно штамповать документы, выгодные районным управам, сложно доверять реальное решение серьезных вопросов. Это может привести к новому витку коррупции и создать остаткам лужковской команды, до сих пор мощно представленной в районном управленческом звене, лишний рычаг влияния.
Однако и останавливаться на сделанном мэрией шаге было бы неверным.
Фактически новый закон сохраняет ситуацию, при которой органы местного самоуправления в Москве не влияют на реальную жизнь и развитие своих территорий, имея всего лишь статус неких «совещательных палат».
Если смысл действий мэрии в том, чтобы, поэкспериментировав на менее значимых полномочиях по согласованию строительства гаражей и малых зданий площадью до 1500 квадратных метров – именно это делегируется муниципалам по новому закону – позже инициировать передачу им более серьезных функций, то такой подход был бы правильным.
Важно, чтобы продолжение новой инициативы обязательно последовало. Муниципальным собраниям Москвы необходимо передавать реальные полномочия – прежде всего в области согласования коммерческого строительства, существовавшие у них до 2005 года. Именно эти вопросы вызывают наибольшее напряжение в районах, митинги протеста и т. п. – напряжение, которое часто можно снять просто путем организации нормальной процедуры обсуждения строительных проектов с гражданами.
В мэрии говорят, что поспешная передача таких полномочий может привести к проблемам, например торможению реализации важных транспортных проектов. Но, во-первых, обязательное обсуждение этих проектов в районных собраниях в любом случае не помешает. Во-вторых, чтобы в самом деле не препятствовать развитию важной общегородской инфраструктуры, можно ввести систему, предусматривающую возможность преодоления вето районных собраний Мосгордумой – которая в следующем созыве неизбежно станет более демократичной (исполнительная власть имеет все шансы потерять там контроль, получив в Мосгордуме менее 50% голосов). Варианты, которые устроили бы все стороны, есть.
Нужно передавать органам местного самоуправления и другие полномочия – по благоустройству территорий, сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Это можно сделать уже сейчас, и это не создаст особых проблем даже при нынешнем низком качестве муниципального корпуса. Для финансового наполнения соответствующих функций нужно увеличить долю отчислений подоходного налога в муниципалитеты.
А к следующим выборам муниципальных депутатов в городе можно готовить и более широкий пакет мер по расширению полномочий муниципальных собраний. Включая и политические функции – например, вместо предлагаемого сегодня механизма «выражения недоверия» главам управ с неясными политическими последствиями нужно ввести институт согласования кандидатуры главы управы муниципальным собранием.
Есть, конечно, и более радикальные предложения – сразу ликвидировать районные управы, полностью передать их функции муниципалитетам. Однако такие идеи вряд ли будут реализованы на практике, и если делать упор на такого рода требованиях, то возникнет патовая ситуация: любой диалог на тему расширения полномочий местного самоуправления в Москве будет свернут со ссылкой на «недоговороспособность» и слишком радикальную позицию сторонников реформ. Сейчас это непродуктивно. Линию мэрии на расширение полномочий местного самоуправления нужно поддерживать, а не отталкивать.
В конечном итоге ближе к выборам Мосгордумы в 2014 году и следующим выборам депутатов муниципальных собраний (они должны состояться в 2016-м, но возможно, с учетом передачи муниципалитетам новых полномочий, имело бы смысл провести их досрочно) в Москве может сформироваться совершенно другая политическая система, намного менее авторитарная и более открытая для учета интересов граждан.
Вне сомнения, новая политическая реальность в Москве откроет путь к более широким изменениям в стране в целом.
Реформы местного самоуправления в Москве в сочетании с предстоящим избранием новой Мосгордумы могут способствовать укреплению в столице умеренного политического слоя, который вполне может стать заметной движущей силой позитивных изменений в недалеком будущем. Это альтернатива более радикальному сценарию политического противостояния в столице, который сегодня активно обсуждается в оппозиции, но который теряет перспективы в Москве на фоне высоких рейтингов мэра Собянина и очевидного потолка, достигнутого радикальными протестами.
На этом фоне мэрия, расширяющая полномочия муниципальных собраний, движется в правильном направлении. Если движение по этому вектору будет продолжено, то есть все шансы найти выход из сложившейся ситуации в Москве, жители которой не ощущают достаточной возможности влиять на решения власти, непосредственно затрагивающие их интересы.
Если нет – то через какое-то время можно ждать очередного всплеска общественного недовольства. Все это еще раз подчеркивает важность продолжения шагов, направленных на более широкое вовлечение москвичей в управление городом, от которого они были полностью отстранены долгие годы.