Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Когда заканчиваются триллионы

Лидер движения «Демократический выбор», глава Института энергетической политики

Бурные события последнего времени – теракты, авиакатастрофы, бунт в Киргизии, извержение вулкана – как-то оттеснили на второй план события в российской экономике. Сейчас она проходит через период иллюзорного «восстановления»:

на фоне наиболее провального первого квартала 2009 года экономические показатели января-марта этого года кажутся признаками возобновления роста.

Вместе с тем ситуация не очень приятная. В конце прошлой недели Росстат опубликовал данные о промышленном производстве в марте, и внешне здесь вроде бы все благополучно: рост к февралю 2010 года 15,3%, к марту 2009-го – 5,7%, первый квартал 2010-го к первому кварталу 2009-го – 5,8%. Просто ни дать ни взять экономический бум.

Внимательный взгляд, однако, дает больше поводов для пессимизма. Взгляните, например, на приводимый Росстатом график, показывающий динамику промпроизводства со снятой сезонностью в процентах к среднемесячному значению 2007 года. Из него следует, что, если сделать поправку на сезонные факторы, в марте 2010 года был зафиксирован худший показатель объема промпроизводства за все время кризиса – около 87% от среднемесячного уровня 2007-го или ниже прошлогоднего «дна», достигнутого в марте-мае 2009-го. А тенденция снижения сезонно очищенных объемов промпроизводства, начавшаяся в январе этого года, продолжается.

По сравнению с IV кварталом 2009 года, ставшим пока наиболее успешным для экономики с момента начала кризиса, промышленность показала существенный спад: в целом на 10,2%, в обрабатывающих производствах на 15,8%, в добывающей промышленности на 4%. Только производство и распределение электроэнергии, газа и воды выросло в первом квартале по сравнению с IV кварталом 2009 года на 15,2%.

Картина малоприятная. Свидетельствует она никак не о «возобновлении роста», а скорее о том, что

экономика вслед за прохождением дна и «последонным» рывком второй половины прошлого года никак не может нащупать механизм восстановления и впала в стагнацию.

Фундаментальных оснований ожидать восстановления нет: инвестиции в основной капитал продолжают сокращаться высокими темпами. Тут не работает даже эффект низкой базы: в феврале их падение составило 7,4% к февралю 2009 года, и это при том, что в феврале-2009 инвестиции и так сократились на 14,1%. Падение инвестиций не прекращалось все последние месяцы, а в декабре-январе составляя около 9% в месяц (к предыдущему году).

Нет роста инвестиций – неоткуда взяться и восстановлению экономики. Как только исчерпается эффект низкой базы первой половины прошлого года, это станет видно. Самой лучшей иллюстрацией является «Газпром»: после прошлогоднего обвального падения добыча газа в I квартале 2010 года выросла на впечатляющие 16,6% в сравнении с прошлым годом. Однако это все равно на 4–5% ниже уровня газодобычи в I квартале 2007–2008 гг., и нарастить добычу до ранее прогнозировавшихся уровней теперь будет сложно: избыток газа на европейском рынке и закрытие газового рынка США (из-за развития производства сланцевого газа) практически не оставляют на это шансов.

Поскольку капиталы из России продолжают утекать (по данным ЦБ, в январе-марте отток капитала составил $12,9 млрд), а цены на нефть Urals вот уже более полугода как стабилизировались в коридоре $70–80 за баррель, единственная надежда на государственные вливания.

Однако Резервный фонд продолжает сокращаться: за март он уменьшился до всего лишь $52,9 млрд, в рублевом выражении за год сократившись до минимума в полтора триллиона рублей (против почти 5 триллионов на конец зимы 2009 года). Хотя есть еще деньги в фонде национального благосостояния ($89 млрд), очевидно, что даже при ценах на нефть в пределах $70–80 за баррель политика поддержания высоких бюджетных расходов ведет к быстрому проеданию государственной финансовой кубышки. Неудивительно, что 6 апреля Кудрин, выступая на конференции в Высшей школе экономики, выступил против дальнейшего наращивания бюджетных расходов и за их снижение – до 20% к 2015 году.

Выступление Кудрина, по сути, можно трактовать как официальное окончание политики антикризисного стимулирования экономики дополнительными бюджетными вливаниями.

Кому-то придется экономить, дал понять Кудрин, отвечая на вопрос о том, откуда возьмутся средства для сокращения бюджетного дефицита. Либо бюджетополучателям, либо налогоплательщикам. Министр финансов признал, что альтернативой повышению налогов может стать только кардинальная «перестройка всей системы повышения эффективности бюджетных расходов».

В последнее верится слабо, поэтому приготовьтесь к повышению налогов: первый «транш» ждет нас уже через 8 с небольшим месяцев. Больнее всего увеличение ЕСН ударит по малому и среднему бизнесу, по фонду оплаты труда. Отличное начало «перехода от антикризисной политики к посткризисной», как выражается Кудрин.

Отсутствие внятной перспективы, пожалуй, главное, что сейчас характеризует и состояние экономики, и действия экономических властей.

Последний год они были заняты тушением пожара, на что были брошены беспрецедентные средства – с не таким уж большим эффектом, о чем уже говорилось. Небольшой всплеск экономической активности после прохождения дна, связанный в значительной степени с ростом цен на нефть с $40 за баррель до $70—80, – вот и все, чего властям удалось добиться своими триллионами.

Сейчас триллионы заканчиваются, а что делать дальше, непонятно. Капиталы в Россию не приходят, инвестиции падают, от бюджетного стимулирования экономики устами Кудрина теперь отказываются уже вполне официально.

Последнее, вообще говоря, и неплохо бы. Сокращение бюджетных расходов на госаппарат и поддержку предприятий уменьшит масштабы нерыночного сектора, будет стимулировать рост производительности труда и повышение эффективности. Только вот с учетом гипертрофированного влияния, приобретенного в путинской системе управления всевозможными лоббистами госпомощи – от старомодного красного директора Чемезова до нового «креативного» класса «подайте-на-инновации», — есть сомнения в том, что надежды Кудрина на сокращение бюджетных расходов к 2015 году оправдаются. О сокращении госрасходов он твердил нам все эти 10 лет, в то время как в реальности они только разрастались. Другие препятствия для уменьшения аппетитов государства – нарастающий коллапс пенсионной системы и выстроенная система перераспределения налогов от регионов к центру, требующая огромных дотаций пенсионному фонду и региональным бюджетам (эти межбюджетные трансферты – крупнейшая статья расходов федерального бюджета).

Так что помимо роста налогов нас ждет еще масса «приятных» вещей в виде повышения пенсионного возраста (по поводу чего уже начал зондировать почву Дворкович), сокращения федеральных дотаций регионам и т. п.

Таков он, план Путина в действии?

Новости и материалы
В Кремле рассказали, как оценивают передачу Киеву дальнобойных ракет
Высшее руководство Польши обсудит размещение ядерного оружия в стране
В России взлетел спрос на ботокс
Взрывы произошли в украинском городе после объявления тревоги
Нидерландская X5 потеряла права на российскую «дочку»
Стало известно, как Байдену удалось согласовать помощь Украине
Россияне не могут найти управу на буйных соседей, устроивших пожар
Суд оштрафовал блогера Ивлееву за дискредитацию ВС РФ на 50 тыс. рублей
Новый iPad Air не получит улучшенный экран
В Молдавии рассказали, что Запад поощряет Кишинев совершать беззакония
EA подняла цены на свои игры в турецком PS Store выше 10 тысяч рублей
Россиянин год «инвестировал» деньги в бизнес знакомого и лишился 18 млн рублей
Армения готова обсудить закупки газа с Азербайджаном
Лукашенко сравнил Украину с «наркоманом» на коротком поводке
Оуэн Уилсон отказался защищать О. Джея Симпсона в кино из-за личных убеждений
МИД РФ отреагировал на решение Латвии об отказе от преподавания русского
Представитель МакSим опровергла слухи о предстоящем туре певицы
Посольство РФ направило Турции ноту по полетам россиян в Мексику
Все новости