Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Точка в росте

Заместитель главного редактора Газеты.Ru

Хорошо в России — тишь да гладь. Госдолга почти нет. Бюджет за 4 месяца все еще профицитен. Торговый баланс положителен (еще бы — при таких высоких ценах на нефть и металлы). Инфляция падает. Реальный курс рубля высок как никогда и все равно растет. Правда, экономический рост выдохся, падают инвестиции и реальный потребительский спрос. Но это пустяки, ведь главное — макроэкономическая стабильность. А ее у нас более чем достаточно. Деньги у властей есть, даже слишком много — можно и с Белоруссией поделиться, и на социальные расходы подбросить. Для перевыборов власти обстановка самая располагающая — сонная.

А в мире бушуют экономические страсти. И политические по поводу экономики. Просто разительный контраст. Как же нам повезло с нефтью! Эта «голландская болезнь» — просто находка для России. И как не повезло миру, покупающему нашу нефть...

США: много-много брызг

Главная политическая интрига в США на сегодня — это, конечно, проблема утверждения бюджета. Республиканцы, выигравшие последние выборы в конгресс, заняли жесткую позицию — мы не повысим лимит госдолга, пока не сократите расходы. На что Барак Обама заявляет: мы сократим, только если вы позволите поднять подоходный налог на богатых. И, несмотря на многочисленные объявления о том, что стороны близки к соглашению, — соглашения нет. И администрация демократа Обамы крутится как может, использует все возможные резервы, чтобы не сокращать расходы.

Все это уже было в не очень далекой американской истории. И кончится точно так же. Конечно, республиканцы, запомнившись избирателям принципиальной позицией (а ради чего же все это шоу?), в конце концов сдадут ее. Это, конечно, понимают обе стороны. Но пока у Обамы есть хоть какие-то бюджетные резервы — шоу должно продолжаться.

Потом, через год, республиканцы будут говорить, что если бы Обама согласился на их предложения — экономика уже выходила бы из кризиса. А Обама будет говорить, что реализация предложений республиканцев ввергла бы экономику в пучину спада и он искусно ведет ее по лезвию ножа...

Кому поверят избиратели, ничего не понимающие в сути экономики (как и любые избиратели вообще) — посмотрим. К счастью, не нам решать.

Но под этим политическим бурлением стоит совершенно другая проблема — экономика США не хочет расти. Традиционные драйверы роста — кредитование и жилищное строительство — не тянут. Они падают. Тот рост, который есть, носит совершенно искусственный характер — он происходит на бюджетных стимулах. Без этой бюджетной подпорки экономика США рухнула бы процентов на 10–15 сразу.

Обама совершенно прав, что не сокращает расходы бюджета, — он не хочет спада. И республиканцы, конечно, понимают это. Хотя падение экономики увеличило бы их шансы на победу на выборах, но они так рисковать не будут. Ведь Обама именно их обвинит в провоцировании спада. Да и устраивать пожар в своем доме, чтобы сменить председателя домкома, — не в традициях американской политической системы. Республиканцы отступят, сохранив лицо и риторику об упущенных Обамой возможностях роста.

Но это все наверху, в пене волны. А по сути американская экономическая политика заходит в полный тупик. Не дав упасть экономике, власти США не смогли и «расчистить поле» для будущего экономического роста и постоянно натыкаются на старые, докризисные проблемы, которые так и не решены. Напомню вкратце.

Первая осознанная попытка выхода из кризиса — это резкое падение процентной ставки (банкам дают деньги почти бесплатно). Не помогло. Тогда власти США приступили к операции, ранее считавшейся почти экономическим курьезом: разбрасыванию денег с вертолета (план Полсена, QE-1, проще говоря — денежная эмиссия). Иначе назвать раздачу бесплатных денег банкам в обмен на рискованные ипотечные активы назвать трудно. Банки забросали деньгами в расчете на то, что они выправят свои балансы. И полностью добились этого результата: на сегодня балансы американских банков надежны как никогда ранее, рискованных активов осталось очень мало, а свободных денег очень много. Но ведь это не было самоцелью, предполагалось, что на основе хороших балансов банки возобновят кредитование реальной экономики и потребительского спроса. А вот этого как раз и не произошло. Весь эффект денежной эмиссии ушел в «финансовую инфляцию» — рост цен на активы (фьючерсы на нефть, металлы и продовольствие, фондовый рынок и т. п.).

Что ж, власти США закончили QE-1. Рост цен на активы приостановился, но реальная экономика и кредитование все равно не пошли вверх. Тогда в конце 2010 года был объявлен план QE-2.

Теперь давали деньги не банкам, а бюджету. Центральный банк США (ФРС) выкупал гособлигации. Задумано было все логично: это, во-первых, поддержит именно потребительский спрос как основу экономического роста, а во-вторых, снизит процентные ставки на обслуживание госдолга, чем сэкономит бюджетные расходы.

И вот в июне 2011 года программа денежной эмиссии QE-2 заканчивается. Вполне можно подвести ее итог.

1. Экономика не заработала. Еще глубже она завязла в бюджетных стимулах, и без этих стимулов она по-прежнему обречена на провал. Стимулы отменять никак нельзя.

2. Скупка гособлигаций со стороны ФРС (т. е. за счет эмиссии денег) не привела к снижению процента. Она оказалась не дополнением, а замещением частного спроса на них. Американские и иностранные банки восприняли программу как сигнал к выходу из американских гособлигаций. И теперь ФРС уже не может сама выйти из этой программы — некому покупать бумаги правительства, кроме ФРС. Даже для рефинансирования долга (без его роста) частного спроса может не хватить. А ведь надо финансировать рекордные бюджетные дефициты... ФРС попала в ловушку: прекращение программы сразу приведет к необходимости резкого сокращения расходов бюджета, а значит, и бюджетных стимулов для экономики, и спровоцирует ее резкий спад.

3. За время действия QE-2 госдолг США вырос очень значительно, и теперь любое повышение процентной ставки (которое произойдет автоматически, если только ФРС просто снизит объемы выкупа госбумаг) приведет к значительному росту расходов бюджета США на обслуживание госдолга.

4. Наконец, экономика-то сама не заработала, но поддержка потребительского спроса за счет бюджетных стимулов (финансируемых за счет эмиссии) привела к росту денег у населения и росту потребительской инфляции. Энергия сгорания угля снова вышла в свисток и не сдвинула с места паровоз.

Можно констатировать полный провал QE-2 по всем направлениям, кроме одного — еще без малого год США прожили без спада. Но «завести» экономический рост США с помощью денежной эмиссии не смогли — не помогла денежная эмиссия ни в пользу банков, ни в пользу бюджета (населения). Право, задумаешься: может, действительно надо просто напечатать доллары и раскидывать их с помощью вертолетов? Больше вариантов не осталось.

Любой вариант денежной эмиссии приводит к инфляции — либо активов, либо потребительской — и «не цепляет» реальную экономику. Денежная политика не работает и приводит только к переложению проблем на будущее, да еще в сильно раздутом виде. Очевидно, что проблема не в самой денежной политике, а в том, как сделать так, чтобы экономический механизм не перегонял любую денежную эмиссию в инфляцию. Проблема в институтах. Но реформа институтов также в тупике.

Ограничить сегодня участие банков в финансовых спекуляциях — означает ограничить их в фактически единственном прибыльном секторе деятельности. Помимо экономической проблемы (вполне вероятной волны банковских убытков) есть еще и политическое ограничение: банковское лобби в США очень сильно и вряд ли допустит это.

А население и реальный сектор — в дефляционной ловушке. Люди пойдут за новыми кредитами, только когда почувствуют уверенность в том, что смогут отдать их, для чего надо снизить безработицу, разогнать рост доходов и ликвидировать жилищный кризис. Но сделать это может только реальный экономический рост. Т. е. для перехода к росту — уже нужен рост. Откуда же его взять?

Сегодня американская экономика, как лягушка в банке с молоком, — вся надежда только на то, что рано или поздно лягушка собьет из молока масло и сможет от него оттолкнуться, а пока можно видеть только, как она дергается уже на исходе сил и надежд. И невольно закрадывается мысль — ведь банка экономики совсем непрозрачная — вдруг там внутри не молоко, а вода, из которой никогда не получится масло? Только брызги...

Европа: не так страшен черт...

Глядя на экономическую политику в Европе, трудно избавиться от ощущения театра абсурда. Вроде бы тут все не так проблемно, как в США. И средний госдолг ниже, и экономический рост увереннее и менее завязан на чисто бюджетные стимулы. И денежная политика не столь сильно увязана с антикризисной борьбой и относительно консервативна. Но время от времени в Европе вспыхивают проблемы, которые поднимаются на уровень почти глобальных, а потом так же быстро исчезают.

То вдруг почти вся южная Европа объявляется «свиньями» (PIIGS), которые неминуемо придут к кризису. То вдруг должна распасться зона евро и ликвидироваться сама эта валюта. То некоторые страны должны выйти из еврозоны (например, Греция).

Несомненно, эти факелы до небес возникают не сами по себе, проблемы в еврозоне есть. Но их значение временами настолько преувеличивается, что невольно ловишь себя на мысли, что это не может происходить без сознательной манипуляции. И когда ищешь, кому это может быть выгодно, всегда наталкиваешься на США. В самом деле, раздувание проблем еврозоны выгодно прежде всего им, т. к. это увеличивало бы спрос на евродоллары и бегство капиталов в США, где им вроде бы некуда деваться, кроме как вкладываться в госбумаги (впрочем, это не работает, деньги остаются в кэше, просто на счетах, и не вкладываются в американские бумаги). Таким образом, США экспортировали бы свой кризис в Европу.

Конечно, Греции не избежать реструктуризации госдолга, и совершенно напрасно еврозона откладывает эту столь необходимую хирургическую операцию. Гособлигации в евро, размещаемые под 25 и выше процентов годовых, — это уже из области фантастики. Проблема тут ровно одна: пока Греция платит, это приносит колоссальные прибыли инвесторам, и они не торопятся от них отказываться. Но надо ж понимать, что чем дольше Греция платит — тем больше будет у нее проблема и тем дороже обойдется ее решение. Все явно ждут инициативы самой Греции, греческого дефолта (отказа платить по еврооблигациям) и только тогда займутся реструктуризацией ее долгов. Это глупо, но так, видимо, устроена европейская политика.

И все равно, реструктуризация долгов Греции, которая раньше или позже произойдет, — совсем не конец света даже для еврозоны. Она это переживет и двинется дальше.

В еврозоне есть очевидная проблема с бюджетной недисциплинированностью некоторых стран. Что при единой валюте означает их фактическое паразитирование на дисциплинированных странах (таких как Германия и Франция).

Возможно, Европе стоит подумать о том, чтобы за бюджетные сверхдефициты были очень жесткие санкции, вплоть до исключения из зоны евро (это трудно себе представить практически, но у Евросоюза и европейского центробанка есть множество рычагов, и не доводя до этой меры). В любом случае это технически решаемая проблема, и она никак не приводит к распаду еврозоны.

Евро был и остается самой дисциплинированной и предсказуемой валютой именно потому, что ее эмитирует наднациональный орган, гораздо менее зависимый от правительств, чем даже условно частный ФРС от администрации Барака Обамы.

И, думаю, что проблемы евро решаемы, а ее перспективы намного надежнее, чем перспективы многих национальных валют, даже доллара.

Конец роста

Все меры по выходу развитых экономик из кризиса основаны на все большей их ориентации на увеличение потребительского спроса. В этом суть бюджетного стимулирования экономики через QE-2 в США и проблемы слишком высоких дефицитов бюджета в некоторых странах Европы. Это означает, что на инвестиции денег остается все меньше. Сдвиг к сокращению доли инвестиций, весьма ощутимый в последние 40 лет в развитых экономиках, в ходе нынешнего кризиса получает свое окончательное закрепление.

Но экономический рост без инвестиций — это костер без дров. Попытки стимулировать рост через увеличение потребления, которые впоследствии должны привести к росту, что вызовет потребность в инвестициях, на самом деле означают, что этого «впоследствии», скорее всего, не произойдет. Скорее экономика столкнется с новым кризисом, выход из которого будет связан опять со стимулированием потребления, чем дело дойдет до «впоследствии».

Нынешний кризис фактически ставит точку на экономическом росте развитых экономик. Как в развитых странах произошел демографический переход (от систем с высокой рождаемостью/смертностью к системам с низкой рождаемостью/смертностью) — точно так же завершается и экономический переход (от систем с высокой долей накопления/высоким ростом к системам с низким накоплением/ростом).

Дополнительным подтверждением этого является и ускоренный рост мировых цен на энергоресурсы, металлы, продовольствие. Экономический рост становится слишком дорогим мероприятием.

Развитые экономики перейдут от общего роста к усилению структурных изменений в экономике в уже очевидном направлении — рост услуг (в том числе финансовых), брендов, интеллектуальной собственности и т. п., что фактически не требует ресурсов. Безработица будет сокращаться на основе роста именно в этих секторах. А ресурсоемкие отрасли, включая и реальную экономику (производство товаров), станут уделом развивающихся стран.

Развивающиеся страны, демонстрирующие быстрый экономический рост по мере развития, также начнут постепенно переходить к максимизации потребления собственного населения. Собственно, мировой лидер долгосрочного быстрого роста — Китай — уже объявил о своих планах именно в этом отношении. Он планирует отходить от экспортной ориентации экономики в пользу внутреннего потребления. Для чего должны будут ускоренно расти доходы китайского населения. Естественно, рост потребления и снижение накопления замедлят экономический рост.

Для Китая это будет долгосрочный процесс, который может занять пару десятилетий. Но именно такой последовательной долгосрочной политикой и отличается Китай. И если уж лидеры развивающегося мира фактически объявили о начале «экономического перехода», то этот процесс вполне можно считать глобальной тенденцией ближайших десятилетий.

Если все эти многообразные экономические изменения в США, Европе, Китае, России привести к общему знаменателю, то в числителе мы получим рост доли потребления в ВВП. В этом глубинный, пока еще неосознанный смысл нынешнего кризиса: завершение экономического роста развитых стран, а вслед за ними и всего мира.

Новости и материалы
Шольц недоволен, что Зеленскому не прислали приглашение на саммит G20
В Одессе остановлена работа электротранспорта после взрывов
«Пуховик — прошлый век»: стилист Лисовец дал советы по выбору верхней одежды
«Зеленые» утвердили кандидатуру Хабека на пост канцлера ФРГ
Рита Дакота ответила на обвинения, что сделала «лисьи глазки»
Израиль нанес удар по штабу сирийской партии в Бейруте
В Кремле объяснили срыв полноформатной встречи Путина и Трампа в 2017 году
Цискаридзе рассказал об иностранцах в Академии русского балета после санкций
Оппозиция Абхазии сообщила о возможном заседании парламента
В Google Docs появился новый ИИ-сервис
Депутат Госдумы заявил, что женщинам надо рожать, «пока рожалка работает»
Найден новый способ лечения сезонной депрессии
Шольц проведет еще один разговор с Путиным
Объем торговли продукцией АПК между Китаем и Россией может превысить $50 млрд
Оппозиция Абхазии ответила на заявление президента Грузии о солидарности
В США заявили, что ВСУ «разваливаются на всем фронте»
На ЗАЭС возобновили подачу электроэнергии после отключения основной линии
Красноярский блогер провез на тюбинге для катания приятеля с фейерверком и попал на видео
Все новости