К мировым экономическим новостям всегда надо относиться с изрядной долей скептицизма. Обычно мы слышим то, что хотим услышать. Так и с экономическим кризисом: оптимисты все время слышат что-то хорошее, пессимисты — что-то плохое. Давайте попробуем структурировать, разделить этот поток новостей и понять его закономерность. И способ путешествия журавля по болоту, придуманный Владимиром Далем, кажется самой подходящей метафорой для такого структурирования. Становится понятно, как разделить оптимистические и пессимистические новости. И почему всегда в избытке и то и другое.
Резкое обострение экономического кризиса в США осенью 2008 года вызвало неожиданный, парадоксальный рост доллара к евро — ведь обычно валюта страны, наиболее остро переживающей кризис, падает. Но ничего более надежного, чем доллар, в условиях падения цен на нефть, золото, металлы рынки не могли себе представить.
Потом весь 2009 год доллар слабел, что дало несомненные преимущества американской экономике — экспорт пошел вверх (правда, импорт тоже пошел вверх — скорее всего, из-за смещения потребительского спроса в пользу наиболее дешевых, импортных товаров). Как бы то ни было, американская промышленность и экономика в целом получили импульс и с лета 2009 пошли вверх. Но, увы, наполовину и более это был рост на ожиданиях, работа на склад, эффект восстановления запасов. Рост реального потребительского спроса был невелик. Впрочем, показатели все же заметно улучшились, и политики начали все увереннее говорить о выходе из кризиса.
Но ситуация в Европе ухудшалась. Европу не так сильно затронул кризис конца 2008 года. Более того, рост доллара в конце 2008 давал ей несомненные экономические преимущества в виде подорожавшего китайского импорта (привязанного к доллару) и своего экспорта. Однако падение доллара в 2009 году постепенно усугубляло проблемы, ликвидировало торговые преимущества, увеличивало долю торговли в долларах. Кроме того, капиталы продолжали перетекать в доллары, несмотря на его падение, т. к. номинированные в долларах активы — фьючерсы на нефть, золото, американские фондовые рынки — стали безудержно расти, обгоняя падение доллара.
В 2010 году проблемы Европы стали заметно обостряться. Определились аутсайдеры — Греция с бюджетным дефицитом, Испания и Португалия с ипотечным и, соответственно, банковским кризисом, Ирландия и Италия со всем букетом проблем (появилась даже аббревиатура PIGS или PIIGS — по первым буквам указанных стран, в переводе — «свиньи»). И с декабря 2009 доллар начал обратную эволюцию — вновь начал расти. Но повернуть сформировавшиеся тенденции было уже очень сложно, и одного падения евро было мало, Европа столкнулась с резким обострением кризиса в начале мая 2010-го. Колоссальный пакет финансовой помощи аутсайдерам (в основном за счет МВФ и госгарантий стран — лидеров ЕС) поддержал экономику Европы и развернул-таки тенденции. Европа пошла на улучшение.
Но в США началось очевидное торможение экономического роста. Во-первых, запасы частично восстановились, кономика перестает работать на их восполнение и замедляется. Во-вторых, доллар начал рост, что с некоторым лагом тормозит экономику.
Мы видим классическое передвижение журавля по болоту (по сказке Даля): хвост вытащил — нос увяз, нос вытащил — хвост увяз. Экономика США и стран Европы работает в очевидной противофазе: чем лучше в США, тем хуже в Европе и наоборот.
Не думаю, что стоит здесь предаваться теориям заговора и считать, что кто-то большой и умный организует движение курса доллар/евро. Скорее, эти колебания говорят о стихийном, преимущественно рыночном характере глобальных движений в динамике курсов. Правда, и влияние правительств не стоит недооценивать. Но оно носит односторонний характер. Так, рост доллара в 2008 году и в 2010-м прекратился после очевидного вмешательства ФРС, которая предоставила валютные свопы Европейскому центробанку. Это означало, что ЕЦБ, эмитируя евро, тут же может обменять их на доллары непосредственно у ФРС, минуя рынок, и выдавать кредиты евробанкам в долларах. Фактически ФРС предоставила ЕЦБ право эмитировать евродоллары (естественно, под своим контролем). И это дважды остановило рост курса доллара. Т. е. США продемонстрировали готовность и способность останавливать переукрепление доллара на уровне около 1,2 к евро.
Обратные развороты — от 1,6 и 1,5 к евро — происходили в основном сами собой, без непосредственного вмешательства экономических властей, под действием стихийных сил рынка и сочетания макроэкономических политик разных стран. Так, первый из этих разворотов был вызван резким обострением банковских проблем в США и дефицитом долларов именно в Америке. Второй — прекращением ФРС накачки американских банков наличностью.
Очевидно, что вопросы денежного обращения находятся в руках экономических властей, и велик соблазн приписать им «вину» за эти «качели» — уже двукратное рост и падение доллара на 30 центов к евро за 2 года. И видеть в этом какой-то замысел и умысел. Однако я бы ограничился только одним непосредственным замыслом — стремлением США не допустить излишнего роста доллара. А в остальном
курсовая политика стран является второстепенной и зависимой от совсем других, более важных экономических и политических факторов — от экономического роста/спада, безработицы, близящегося цикла выборов и т. д.
Вот, например, сейчас мы являемся свидетелями как раз такой ситуации: близятся выборы в США (ноябрь 2010-го — треть сената и палата представителей), и Обама очень не хочет потерять большинство в конгрессе. Последствием желания американской администрации продемонстрировать экономические успехи после очевидного замедления экономики в первом полугодии 2010 будет, скорее всего, сохранение бюджетных стимулов (отказ от сокращения дефицита бюджета) и, возможно, некоторое аккуратное ослабление денежной политики осенью. Второстепенным последствием этих мер, вероятно, станет падение доллара к евро. И мы действительно видим падение доллара к евро в июне — июле. Коррекция этого тренда в августе, весьма вероятно, сменится новым этапом его падения куда-нибудь в промежуток 1,4—1,5 к евро.
Что приведет во втором полугодии 2010 к новому движению качелей: улучшение в США — ухудшение в Европе.
Конечно, есть еще азиатская экономика (в первую очередь китайская), которая продолжает расти на дешевой рабочей силе. Есть экономика стран — экспортеров сырья (не только России, но, например, Норвегии, Канады, Бразилии, Австралии), экономика которых также ожила на двукратном росте товарных фьючерсов. Однако очевидно, что
ключ к росту мировой экономики все еще лежит на оси США — Европа, как основных мировых потребителей. Рост начнется, когда (и если!) именно там станет устойчиво увеличиваться потребление (а значит, и кредитование).
И экономика стран-экспортеров (дешевого труда или сырья) выдохнется рано или поздно, если не будет расти мировое потребление. А оно никак не растет. Если растет в США — тормозит в Европе, и наоборот.
Достигнутый прогресс в приостановлении экономического кризиса и переводе его в стадию стагнации основан на сохранении высоких уровней бюджетных дефицитов и насыщенности экономики кэшем (свободными деньгами). Похоже, здесь тоже действует тот же принцип: хвост вытащишь — нос увяз.
Денежные и бюджетные меры поддержки экономики привели к приостановке спада и ее некоторому оживлению. Но и к новому витку надувания пузырей на финансовых рынках, которые остановят любой начинающийся рост. (Инфляция активов — естественный процесс в ходе экономического роста. Но инфляция активов без экономического роста не дает ничего хорошего и сама по себе и, скорее, будет тормозить этот рост, а не стимулировать его.)
Прекращение мер поддержки чревато высоким риском нового витка экономического кризиса. Сохранение их — увязанием в болоте средне- и долгосрочных проблем (в первую очередь государственных долгов). Тут журавль сунул нос в болото и застыл в нерешительности. Если вынуть его — хвост снова увязнет (новый виток кризиса). Если не вынимать — может, рассосется как-то само? В таком состоянии этот журавль больше напоминает страуса, спрятавшего голову в песок от опасности...
Хорошего решения этих проблем просто не существует. Но что-то делать все равно надо. Так что, может, эти качели доллар/евро действительно раскачают мировую экономику? Какой-то небольшой шанс на это есть... Но,
вероятнее всего, мировой экономический рост окончательно превратится в сверхмедленный процесс (вроде старения), когда он находится на уровне погрешности измерений.
Особенно с учетом того, что статистика все больше и больше врет под политическим давлением — не только в России, но и в США, и в Европе тоже.
Рост, возможно, потеряет общий характер и станет структурным — то есть где-то растет, где-то падает. Период Великой американской депрессии 1930-х годов будет казаться детским приключением по сравнению с той Грандиозной депрессией, в которую погружается мировая экономика и которая может занять не одно десятилетие. Вплоть до новой научной революции с переходом в какую-нибудь космическую или виртуальную экономику... Остается сказать одно: хорошо, что без новой мировой войны.