Минэкономразвития подготовил сценарий развития российской экономики на 2011–2013 годы. Правительство его приняло, Минфин приступил к разработке бюджета на его основе. Вроде бы все там хорошо получается: все показатели растут, любо-дорого посмотреть. Даже в пессимистическом варианте ожидается выход ВВП на уровень 2008 года (по терминологии прогноза – «докризисный»). И только в самом пессимистическом из 4-х сценарии ожидаются проблемы (отток капитала, падение рубля и т. п.), но только в самом конце периода, в 2013 году, уже после цикла выборов Госдумы и президента. Но
поверить в благостную по-маниловски картинку будущего трудно — дьявол, как всегда, спрятался в деталях прогноза. А некоторые детали весьма забавны своей полной абсурдностью — конечно, если вдуматься.
Рост ВВП на 2010 год ожидается в размере 3,1–4,5% к прошлому году. Но если смотреть поквартальную динамику со снятой сезонностью, то с удивлением обнаруживается, что это совсем не рост. А скорее стабилизация ВВП на уровне примерно IV квартала прошлого года. Неожиданно?
За счет чего же обеспечивается этот рост-стабилизация? В первую очередь за счет роста запасов. То есть производства продукции, которая не имеет своего конечного потребителя. Это работа экономики, если можно так выразиться, в «холостом режиме», и означает фактически, что конечное потребление будет падать и в этом году. Рост доходов населения — даже реальных, превышающих рост цен, — не приводит к росту конечного потребления, потому что заметно возросла норма сбережений населения и упало его кредитование.
В последующем, уже с 2011 года, ожидается замедление роста даже в самом оптимистическом варианте в связи с исчерпанием вклада этого источника — роста запасов. Правда, Минэкономразвития считает, что восстановится банковское кредитование, упадет норма сбережений, вырастут инвестиции и т. п., что поддержит реальный рост ВВП.
Следующий парадокс прогноза — предполагается рост без инвестиций. Во всех вариантах прогноза восстановление ВВП происходит раньше, чем восстановление объема инвестиций. Это весьма необычная ситуация.
Инвестиции — это «дрова» экономического роста, без них этот «костер» гореть не может. Чем больше инвестиции — тем больше, при прочих равных, экономический рост. В кризис инвестиции падают сильнее, чем производство. Так и произошло в 2009 году – ВВП упал на 8%, а инвестиции в основной капитал — вдвое больше, на 16%. Но и восстанавливаться инвестиции должны в первую очередь — иначе это не оживление и не переход к стадии экономического роста, а вползание экономики в длительную стагнацию с минимальными и неустойчивыми темпами роста.
Увы, заметного опережающего роста инвестиций после столь значительного их спада не предполагается даже при максимальном оптимизме. В пессимистическом варианте вообще предполагается рост ВВП в 2013 году по отношению к 2008-му в 2,1%, притом, что инвестиции будут оставаться ниже уровня 2008 года на 8%. Ситуация, которая кажется малореальной.
Вообще-то, МЭР должен был бы бить тревогу по поводу низких инвестиций, разрабатывать специальные программы их стимулирования. Но ничего такого правительство не делает и не планирует.
Тогда за счет чего будет происходить рост? Может, за счет экспорта? Но
Минэкономразвития считает, что физические объемы экспорта нефти и газа находятся сейчас практически на своих максимумах и в ближайшие годы расти не будут. Может расти только их цена (это и прогнозируется), что приведет к росту стоимости экспорта.
Это выглядит правдоподобно. Хотя, конечно, остается простой вопрос — для чего же тогда строятся все эти газо- и нефтепроводы, ценой в десятки миллиардов долларов, если роста экспорта нефти и газа не ожидается? Зачем России нужны эти явно избыточные и очень дорогие мощности по транспортировке на экспорт? Вопрос без ответа.
Но самое удивительное в этом прогнозе – это динамика импорта. В 2009 году Россия сохранила достаточно большой торговый профицит. Несмотря на падение экспорта, импорт упал еще больше — за счет сокращения инвестиционных поставок и введения многочисленных заградительных ввозных пошлин. Поэтому рубль и укреплялся в течение года. На ближайшее будущее прогнозируется сокращение торгового профицита даже в самом оптимистическом из вариантов. В консервативных – это достаточно быстрое сокращение, которое приведет в конце периода к падению рубля.
Вообще, отношение к динамике курса рубля как к некоей прогнозируемой, неуправляемой величине я считаю в корне неправильной. Россия вполне может управлять динамикой своего валютного курса и при этом не иметь особых инфляционных последствий. И если задуматься, то крепкий рубль России совсем не выгоден, т. к. он угнетает развитие собственной промышленности и экспорта.
Российские же власти предпочитают относиться к курсу рубля как к некоей неуправляемой стихийной силе, данной извне. Если платежный баланс положителен — рубль укрепляется, если отрицателен — падает.
А платежный баланс зависит от цен на нефть. В пессимистическом варианте они падают до $62 за баррель, в оптимистическом — растут до $90. И к 2013 году в первом случае курс рубля падает до 31,8 за доллар, во втором — растет до 25,7. Никакой сознательной политики государство в отношении валютного курса не планирует.
Но понятно, что укрепление рубля делает импорт дешевле на внутреннем рынке и сокращает конкурентоспособность российского производителя. Это элементарные законы экономики. Однако Минэкономразвития решило просто проигнорировать их. И одновременно прогнозирует и рост курса рубля, и вытеснение импорта российским производителем. Так,
для покрытия внутреннего спроса сейчас, в 2010 году, на 60% используется импорт. А к 2013 году МЭР считает, что доля импорта снизится до 30%. Как же так? Без объяснений. Зато это здорово помогает МЭРу изобразить экономический рост до 2013 года.
Вот так и рисуется благостная картина будущего российской экономики — вплоть до откровенного игнорирования экономических закономерностей. И, несмотря на очевидные проблемы — а они в прогнозе далеко не все поставлены, — ни МЭР, ни правительство не планируют каких-то специальных мер для их решения. И от этого прогнозы выглядят как малореальные. А от проблем используется простое средство лечения — сунуть голову в песок. Увы, это совсем не означает, что ты не получишь по заду... Зато не страшно.