Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Независимость дорогого стоит

Заместитель главного редактора Газеты.Ru

О чем может мечтать чиновник? Чтобы не было начальства. Но так не бывает. Ведь его должен кто-то назначить. Значит, кто-то должен контролировать и снимать. Будем реалистами – чиновник мечтает, чтобы начальство было далеко и поменьше вмешивалось в его работу. А идеально – чтобы оно настолько не разбиралось в его работе, чтобы фактически не могло контролировать. Возможно ли это? Да! Именно в такой среде живут высшие чиновники Банка России (ЦБР). И именно в такой среде принимаются решения по денежной, курсовой и банковской политике России.

Формально ЦБР независим. Как живет независимый ЦБР? По своему собственному закону. И, согласно закону, «подотчетен» Государственной Думе. Это выражается в двух основных линиях – персональной и политической.

Госдума назначает и освобождает председателя ЦБР (по представлению президента, безальтернативно) и членов Совета Директоров ЦБР (по представлению председателя ЦБР, согласованному с президентом). Представить себе в нынешней политической ситуации, что Дума может не согласиться с президентом – невозможно.

Но Госдума не только утверждает персоны российской денежной политики, но и рассматривает основные направления денежно-кредитной политики (ОНДКП) и отчет Банка России. Вам кажется, что вот он – реальный контроль за деятельностью ЦБР? Увы...

ОНДКП – это план денежной политики на следующий год (3 года). Но если в бюджете Госдума утверждает каждую цифру, то в ОНДКП Госдума не утверждает ни одной цифры. Более того,

ЦБР в этом документе и не берет на себя никаких конкретных обязательств – ни по инфляции, ни по объемам денежной эмиссии, ни по курсу рубля. ЦБР «прогнозирует» некоторые цифры. И только. Если они не исполнены – ЦБР за это не отвечает.

Например, возьмем ОНДКП на 2008 год. ЦБР написал относительно валютного курса следующее: в 2008 году реальный эффективный курс рубля будет повышаться от 0 до 10%. Хороший диапазон, вмещающий в себя просто противоположную денежную политику. В ОНДКП на 2009 год, внесенных в Госдуму в ноябре 2008-го, ЦБР все еще прогнозирует рост реального эффективного курса за 2008 год на 3,5-5%. Фактически все мы помним девальвацию рубля в конце 2008 - январе 2009. Реальный курс рубля упал процентов на 20 (к февралю 2009). Кажется, серьезнейший прокол ЦБР. И что? Ничего. Спустя пару месяцев президент вносит кандидатуру Сергея Игнатьева на пост председателя ЦБР на новый срок, Дума утверждает это решение. Никто ни за что не отвечает. Даже за свои собственные обещания.

А что могла сделать Госдума, если бы захотела? Она, согласно закону о ЦБР рассматривает ОНДКП и «принимает по ним решение». Нравится формулировочка? Не «утверждает», а просто принимает решение. Чисто гипотетически вполне возможна ситуация, когда Госдума принимает решение отклонить «Основные направления», представленные Банком России, ввиду полного с ними несогласия. И... ничего. ЦБР будет осуществлять ту политику, которую хочет. И снять его главу Дума не сможет – это делается только по представлению президента.

«Подотчетность» ЦБР ГосДуме оказывается фикцией. Она превращается фактически в подотчетность ЦБР только одному человеку – президенту РФ. Публичного контроля над его деятельностью нет. С прессой председатель ЦБР Сергей Игнатьев общается в лучшем случае раз в год. А аппарат президента фактически не в состоянии эффективно контролировать сложную работу ЦБР.

В «мелочах» главный банк страны оказывается вообще не подконтролен никому. А «мелочи» в работе ЦБР крайне важны.

Простой пример. ЦБР самостоятельно принимает решения об инвестировании валютных резервов России. Это на сегодня $400-450 млрд. Никто формально не контролирует этот процесс. Никто. ЦБР сам понимает ненормальность этой ситуации и в последние годы начал публиковать отчеты о размещении средств валютного резерва. Но информация появляется с опозданием на 9 месяцев и агрегирована так, что понять даже ключевые детали процесса невозможно. В результате мы можем узнать о вложениях ЦБР в бумаги казначейства США с сайта казначейства США, но не от самого ЦБР. Абсурд. Ситуация как во времена «холодной войны», когда мы говорили о количестве наших боеголовок со ссылкой на данные американской прессы.

Вдумайтесь – мы не знаем и даже не имеем законного права знать, как используются сотни миллиардов долларов, находящиеся в федеральной собственности (согласно закону о ЦБ). Председатель ЦБР не обязан раскрывать эту информацию вообще.

Последний раз он нас порадовал некоторыми подробностями осенью 2008-го. И мы узнали, что значительная часть денег вложена в инвестбумаги американских окологосударственных агенств, находящихся в предбанкротном состоянии. К счастью, вроде бы удалось их перевести в госбумаги США.

Другой очевидный пример. Центральный Банк Бразилии публикует сведения о движении валютных резервов ежедневно на следующий день. У нас – только еженедельные значения и с опозданием на неделю (иногда больше). Почему? Чтобы рынок и публика не понимали до конца всех действий ЦБР по регулированию валютного курса рубля. ЦБР оставляет себе «свободное поле» для своей политики. А для рынка – это «поле неопределенности». Совершенно не нужное и лишнее. Именно на этом «поле чудес» появляется множество неожиданностей.

А что уж говорить о проблемах банковского надзора и контроля. Таких «мелочей» в работе ЦБР – множество. Она собственно и состоит из этих «мелочей». «Крупные» решения бывают редко. И, как правило, вызываются давлением президента или правительства (с тех пор как его возглавляет Владимир Путин).

Девальвация рубля вообще не была специальным решением, она «так получилась», что бы ни говорили постфактум денежные и политические власти страны. Она «получилась сама» из решения о выдаче беззалоговых кредитов (решение ЦБР, принятое под политическим давлением руководства страны, решение во многом паническое, связанное с объективным непониманием ситуации мирового финансового кризиса). Поток ликвидности хлынул в банки, а банки решили направить его на финансовые операции, покупать валюту. ЦБР видя, что теряет валютные резервы, решил чуть-чуть отпустить курс, потом еще чуть-чуть. И сам не заметил, как образовалась положительная (разгоняющая) обратная связь, когда ожидания падения рубля подстегивали это падение. А падение подстегивало ожидания. Потом надо было резко тормозить, и было 2 варианта. С разовой крупной девальвацией и без. Сергей Игнатьев не стал брать на себя ответственность, а поехал на совещание к Дмитрию Медведеву. И там президент принял решение, подготовленное ЦБР. Как всем известно – без девальвации. Неважно, насколько упадет промышленность.

По чиновничьим «понятиям» ЦБР не несет ответственности ни за девальвацию рубля, ни за последующую его ревальвацию. Нарушив все, что было написано о политике валютного курса в ОНДКП. Во всем виновато политическое руководство страны – оно само принимало эти решения.

А руководство ЦБР не причем, просто исполнитель «высшей воли». Чиновничья партия выиграна!

А потом ЦБР начал «куражиться» над рынком – то медленно девальвирует, то ревальвирует рубль... Чтобы наказать всех, кто думал, что он знает, какую курсовую политику будет проводить ЦБР. И, соответственно, мог неплохо заработать на валютных торгах и валютных фьючерсах. Вот не дам вам заработать, вот непредсказуемая политика у меня. Зачем все это? Зачем это противопоставление себя рынкам?

Еще одно «крупное» решение было принято прямо под давлением правительства и лично Путина – о снижении ставки рефинансирования. Почему-то правительство думало, что снижение ставки приведет к росту кредитования экономики. Не привело и очевидно не могло привести. Я об этом писал еще полгода назад. В результате ЦБР нехотя, по чайной ложке, снижает ставку и никакого роста кредита реальной экономике не видно. Но даже эту неприятную для себя (т.к. повышает риски валютного курса рубля), вынужденную политику ЦБР не преминул обратить себе на пользу – резко стали сокращаться объемы беззалоговых кредитов (т.к. они стали слишком дороги, стандартные средства рефинансирования банков дешевле). Последствия прошлого «политического» решения осени 2008 на сегодня уже почти сведены к нулю.

Именно так кулуарно без всякой публичности принимаются ключевые решения по денежной и валютной политике. Может Центральный Банк страны вести себя иначе? Конечно. На мой взгляд, и должен.

Пример ЦБ Бразилии я уже приводил. Вопрос не в том, что он более открыт (что само по себе хорошо, конечно). А в том, что его валютная политика всем рынкам и инвесторам предсказуема и понятна. В момент кризиса осенью 200-го ЦБ Бразилии не стал тратить валютные резервы на удержание курса реала (цель ЦБ там – инфляционное таргетирование, мы к этому еще вернемся). Реал упал процентов на 20. И падение остановилось. Само по себе, абсолютно рыночно, без всяких «валютных коридоров» и т.п. глупостей. Потому что рынок понимает политику Центрального Банка, а ЦБ ведет себя адекватно и понятно для рынка. Потому, что нет в ЦБ Бразилии некоего кулуарного «политического» центра принятия решений, он не принимает неожиданных и непредсказуемых решений. И падение курса нацвалюты становится самозатухающим процессом, а не саморазгоняющимся, как у нас. Именно публичность и открытость ЦБ становятся важным фактором макроэкономической политики. Что позволяет избежать множества проблем.

А в США руководитель ФРС (американский ЦБ) Бен Бернанке – не кулуарный чиновник, а публичная фигура, профессор, автор учебников (есть и русский перевод), один из ключевых «борцов с кризисом», регулярно выступающий даже с лекциями о недавней денежной истории США «нулевых» годов. Он не считает ниже своего достоинства общаться с прессой или участвовать в научных дискуссиях, высказывая иногда очевидно спорные мнения. И рынок очень внимательно прислушивается к каждому его слову. Как раньше прислушивался к А.Гринспену или П.Волкеру (предыдущие руководители ФРС). А наш ЦБР просто «молчит», он публично ни с кем не объясняется.

Ситуация, когда ЦБ хочет стоять «над схваткой», быть одновременно и самым крупным игроком на рынке и его арбитром, да еще и правила устанавливать – неверна в корне.

Эта ошибка проистекает из того, что все мотивы действий ЦБР носят чисто чиновничий характер, и диалог он ведет только с вышестоящим чиновником (президентом РФ), а вовсе не с рынком или обществом.

Вот последнее анекдотичное заявление чиновников ЦБР. Оказывается, они не могут перейти к инфляционному таргетированию из-за положений закона «О ЦБ». Этот закон принимался еще в начале 90-х годов и независимость ЦБ понималась, прежде всего, как независимость от правительства, для сдерживания инфляционного финансирования дефицита бюджета. И тогда же – дань времени (как альтернатива раздуванию бюджетных расходов) – было записано в целях деятельности ЦБ первым пунктом «защита и обеспечение устойчивости рубля». А вот задачи «сдерживания инфляции» там не записано вообще. Никогда эта запись не воспринималась буквально – как неизменность валютного курса рубля. И она не мешала в разы девальвировать рубль в 1992-м, 1998-м, на десятки процентов в 2009-2010-м. И ревальвировать его в промежутках. Не мешала писать в ОНДКП последние три года, что целью денежной политики ЦБР является снижение инфляции до такого-то уровня. И Госдума поддерживала эти документы. И вдруг...

А все просто, по-чиновьичьи. На всякий случай подчеркнем, что валютный курс мы не регулируем, потому, что переходим к инфляционному таргетированию (т.е. установлению пределов роста цен в год). А к таргетированию не переходим – потому, что это противоречит закону. Т.е. не можем мы, ЦБ, отвечать ни за курс, ни за инфляцию. Нормальный человек спросил бы – а зачем вы тогда вообще нужны?

Не понимает этот «нормальный» законов бюрократического «зазеркалья».

Мнение чиновника всегда просто – максимум полномочий, минимум ответственности. ЦБР, кажется, уже достиг этого идеала. Хотя и нет пределов совершенству.

Ситуация, в которой делается денежная, валютная, банковская политика России – типична. И совершенно не нормальна. Потому, что она устанавливает ложные цели для российских денежных властей и политиков. И диктует им ложные способы действия. И мы живем в этих бесконечных «наслаиваниях» одних ошибок на другие.

Первая реформа в отношении денежной политики, которая жизненно необходима – это обеспечение публичности деятельности денежных властей, обеспечение их реальной подотчетности обществу, ликвидация всех «темных пятен» и «свободных полей». Без этого нормализовать макроэкономическую политику в стране невозможно.

Новости и материалы
В Минтрансе заявили, что более ста аэродромов в России требуют ремонта и реконструкции
Патриарх криминального мира Шакро Молодой вышел на свободу
ВСУ укрепляют оборону города Орехов в Запорожской области
В Токио зацвела сакура
Сырский заявил о новом наступлении ВСУ
Макаревич ответил на обвинения в отсутствии сочувствия после теракта в «Крокусе»
Политолог назвал два главных тезиса Путина, озвученных во время поездки в Торжок
АПЛ запретила болбоям возвращать мячи игрокам во время матчей
Пенсионерка облила полицейского кипятком, чтобы он не забрал сожителя ее дочери
В Генштабе рассказали, куда направят треть призывников
«Подарил стекляшки»: Волочкова назвала «позорищем» певца Иващенко, сделавшего ей предложение
Названы причины слабости крупнейшей экономики Европы
Белорусские компании накажут за сокращение экспорта в РФ
Жители Гагаузии встретили президента Санду протестами
Чехова вспомнила, как издевалась над собой из-за лишнего веса
Создан кожный пластырь для быстрого выявления туберкулеза
Сырский раскрыл причины увольнения Залужного с должности главкома ВСУ
Российский посол в Японии предрек, что отношения двух стран не улучшатся
Все новости