В пятницу, 27 ноября, произошло сразу несколько выходящих за привычные рамки событий. Что привело к небольшому переполоху и возродило разговоры о второй волне кризиса.
Утро пятницы вызвало нервную дрожь во всем мире. Европейские рынки с утра заметно упали. Нефть и золото в первой половине дня резко снизились — на 4–5%. Для фьючерсов это очень большое колебание. Евро упал к доллару.
Рубль к бивалютной корзине рухнул сразу на 88 копеек. Российские фондовые рынки открылись большим гэпом вниз.
Аналитики немедленно связали это с последним крупным финансовым событием – преддефолтным состоянием Дубая (одного из эмиратов ОАЭ), которое вызвало падение азиатских фондовых рынков, перекинувшееся в Европу. На самом деле цена вопроса в Дубае по меркам мирового финансового кризиса – копеечная: отсрочка на полгода выплаты нескольких миллиардов долларов в связи с кризисом местного рынка недвижимости (конечно, одного из самых значимых и бурно развивавшихся в мире до кризиса). Даже не отсрочка, а всего лишь просьба к кредиторам об отсрочке. Сама по себе эта проблема никак не могла вызвать столь бурную реакцию мировых финансовых рынков. Однако других значительных событий не было – фондовый рынок США был закрыт на 2 дня в связи с Днем благодарения, а рынки мусульманских стран – в связи празднованием Курбан-байрам.
Во второй половине дня пятницы все разительно изменилось. Фондовые рынки Европы и России отыграли падение и закрыли день с плюсом. Нефть и золото в плюс не вышли, но активно восстанавливались, потеряв по итогам дня всего около 1%. Евро почти вернулся обратно к соотношению в 1,5 к доллару. День закрылся вполне оптимистично.
Премьер-министр России Владимир Путин и его французский коллега Франсуа Фийон на пресс-конференции в Париже в один голос заявили, что события в Дубае – просто эпизод, а не начало «второй волны» кризиса, выразив сдержанный оптимизм по поводу сохраняющейся тенденции к выходу из кризиса.
Разберемся. Я по-прежнему не вижу больших оснований говорить о выходе из кризиса – только о его временной стабилизации. Последние макроэкономические новости особенно не радуют.
Во вторник была опубликована статистика о второй оценке ВВП США за третий квартал 2009 года. Рост третьего квартала (ко второму, в годовом исчислении) оказался снижен с 3,5% до 2,8%. При этом, если исключить прирост запасов в частных компаниях (оставить то, что называется «реальные продажи ВВП»), рост оказывается еще ниже – всего 1,9%. В переводе с годового исчисления на привычное нам — рост в третьем квартале оказывается чуть менее полпроцента. А если добавить, что и этот рост обеспечен увеличением федеральных правительственных расходов (на 8,3% за квартал)...
Все эти новости благоприятными назвать никак нельзя. И, конечно, безработица растет, а кредитование населения падает. Рост потребительских расходов есть, но он вызван правительственными программами помощи населению – например, программа налоговых вычетов при покупке новых автомобилей добавила почти 1,5 процентных пункта в рост реального ВВП в третьем квартале (рост производства автомобилей). Именно в третьем квартале она закончила свое действие, и это вызвало резкий всплеск продаж машин в последние пару месяцев действия программы. Американцы очень торопились успеть получить вычеты (средний размер вычета — $4,5 тыс. на автомобиль).
В еврозоне после спада ВВП три квартала подряд в последнем наконец зафиксирован рост – на 0,4%. Но он оказался ниже ожидаемого и в Германии, и во Франции, и в Италии... Кроме того, подошли данные о падении в сентябре (к августу) розничных продаж (0,7%) и строительства (1,1%). На этом фоне рост промышленности на 0,3% выглядит даже немного странно, особенно с учетом продолжающегося падения цен на промпродукцию (0,4%). Безработица тоже растет.
Как известно, рынки растут на ожиданиях, а падают на фактах. Обычно. Т. е. рынки должны были бы упасть, узнав о пересмотре ВВП США в низшую сторону, о более низком росте ВВП Европы, чем ожидалось... Но бывают ситуации, когда рынки растут на ожиданиях, а потом, игнорируя факты, снова растут на новых ожиданиях. Это ситуации ажиотажных покупок, раздувания «пузыря» на рынках. Что мы и видим в мировой экономике с февраля этого года. При фактическом спаде в первом--втором кварталах 2009 года и стагнации в третьем финансовые рынки ушли далеко вперед: фондовый рынок вырос на 60%, цены на нефть и медь – почти вдвое, рост цен на золото начался только с сентября, но весьма бурный – на четверть всего за 2 месяца. Доллар упал за это время почти на 1/5 – финансовые рынки пошли искать более высокую доходность в других валютах и на других, не долларовых рынках. Бурное ралли финансовых рынков при стагнации реальной экономики.
Это всерьез обеспокоило страны G7, и они объявили о свертывании программ предоставления ликвидности экономике под видом выхода из экономического кризиса. Хотя, как мы видим, по реальным показателям о выходе говорить еще рано. Просто
притормозить надувание финансового пузыря стало вдруг задачей номер один.
И на самом деле можно говорить о некоторых наметившихся сдвигах в сложившихся весной и летом трендах. Вот эти симптомы:
1. В октябре — ноябре темп падения доллара резко замедлился. Вот уже трижды за последний месяц он пробивал планку в 1,5 к евро и снова откатывался назад.
2. Европейские фондовые рынки практически остановили свой рост (американский и английский продолжают расти как ни в чем не бывало).
3. Инвесторы обратили свое внимание на золото – обычной страховке при нестабильности на валютных рынках. Этот спрос на золото практически полностью финансовый – со стороны центробанков разных стран и спекулянтов/инвесторов при стагнации спроса со стороны ювелирной промышленности и других реальных покупателей. И, наконец,
именно в эту логику вписываются события последней пятницы. Рынки начали слышать плохие новости. Пусть пока это новости не от макроэкономики, а с тех же финансовых рынков. Но их услышали и отреагировали.
Впрочем, разворота тенденций пока, очевидно, нет. К концу дня рынки выправились и показали привычный оптимизм. Да и спад, связанный с новостями из Дубая, вполне ложится в простую коррекцию рынков на восходящем тренде, если смотреть данные за весь год. В общем, пока еще ничего не произошло.
Но это первый звоночек перед спектаклем. Будет еще второй, может быть, третий. А потом есть все шансы увидеть представление под названием «Вторая волна кризиса на финансовых рынках». Впрочем, о чем это я? Вторая волна — это для России. В США это будет уже третья...
Что же касается падения российского рубля, то, думаю, это не имеет отношения к мировым рынкам. Оно обусловлено чисто внутренними причинами. Какими?
Центробанк и правительство воздерживаются от комментариев. Аналитики говорят о разных причинах, но привязываются в основном к динамике мировых показателей. Однако столь резкое колебание рубля не коррелирует с динамикой мировых валют – никто не отреагировал столь бурно на новость из Дубая, которая, к тому же, пришла в среду, а не в пятницу. Кроме того, рубль упал и к доллару, и к евро сразу. Очевидно, надо искать какие-то внутренние причины.
Откуда-то появился большой спрос на валюту, а Центробанк оказался не готов сгладить его своими интервенциями. Не хочется говорить о том, что некие инсайдеры могли заработать большие деньги. Но вот вам еще одна возможная версия событий.
Министр финансов Алексей Кудрин выступает на финансовом форуме газеты «Ведомости» с заявлением о том, что «мы получили большой объем коротких спекулятивных денег с мировых рынков». РИА «Новости» немедленно подхватывает эту новость с заголовком «Фондовый рынок РФ перегрет спекулятивными средствами – Кудрин». А еще Кудрин добавляет: «Ничего не произойдет в ближайшие дни...» После чего за 2 дня индекс ММВБ падает на 5%, и на третий день появляется неожиданно большой спрос на валюту. Кто-то, похоже, выслушав А. Кудрина, быстро продал свои акции и перевел деньги в доллары и евро... Как всегда точные и очень своевременные заявления нашего министра финансов, которые служат ориентиром для бизнеса.
На следующей неделе рынки – и российский тоже – думаю, несколько успокоятся. Но звоночек прозвучал. Ждем второго звонка и идем занимать места в партере...