Согласно легенде, в 1939 году нацисты приказали всем евреям Дании носить желтые звезды. На следующий день датский король Христиан появился на улице с желтой звездой. Его примеру последовали подданные — и идея нацистов провалилась.
Если бы в Дании хозяйничали не нацисты, а «Единая Россия», проблем бы никаких не возникло. Короля бы оштрафовали на 300 тыс. руб.
(что короля, понятно бы, не разорило), а после этого принялись бы штрафовать и всех остальных. Делов-то.
Поправки к закону о митингах, которые власть пытается принять к 5 июня (то есть с тем, чтобы они уже действовали 12 июня), абсолютно беспрецедентны в современной стране в мирное время. Фактически в России вводится 24-часовой и 12-месячный комендантский час.
Штрафовать на суммы до 300 тыс. рублей предлагается не только за митинг. Аналогично наказывается также «организация не являющегося публичным массового одновременного пребывания граждан в общественных местах» — это к вопросам о «прогулках писателей», равно как и «предварительная агитация или призывы к одновременному массовому пребыванию».
При этом одним из признаков, влекущих за собой гигантский штраф (с момента принятия закона) и общественные работы (с 1 января 2013), считается «присутствие на собрании дополнительных сил полиции». То есть Латынина, Акунин и Навальный могут пойти пообедать втроем, но если при этом в ресторан зайдут дополнительные силы полиции, то мы тут же окажемся нарушителями общественного спокойствия.
Нас взвесили и оценили: если ты член банды Цапка, вырезавшей за одну ночь 12 человек, то штраф тебе — 150 тыс. руб., как Сергею Цеповязу, только что оштрафованному именно на эту сумму за недоносительство об убийстве 12 человек, включая троих детей. За прогулку по Пушкинскому бульвару — вдвое больше. Ну разве такую мелочь, как убийство трех девочек — пяти, двух и одного года, можно сравнивать с таким чудовищным преступлением, как хождение по улице с белой ленточкой или даже без оной!
Теперь отмечу несколько моментов: во-первых, предыдущие поправки в закон о митингах были одобрены Советом федерации 1 декабря прошлого года. То есть вряд ли необходимость новых поправок продиктована чем-то, кроме испуга.
Во-вторых, они насквозь неконституционны. Напомню ст. 31 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
Можно спорить, нарушает ныне действующий закон о митингах статью 31 или нет. Но вот уж запрет передвигаться по улицам российских городов в любое время суток по любому — на усмотрение полицейского — поводу ее нарушает точно.
Стало быть, это можно обжаловать — и я уверена, что первый же Навальный это обжалует, — в Конституционном суде. Если Конституционный суд откажет, это дело прямиком направится в Европейский суд по правам человека. Не думаю, что решение его будет для Кремля приятно.
В-третьих, я не совсем понимаю, как этот закон будет претворяться в жизнь. А свадьбы? А гуляния болельщиков после матча? А День десантника? А «спонтанные народные гуляния» вроде тех, которые были устроены властями 6 мая на Поклонной горе? Я правильно понимаю, что, если я призову всех высадить цветы на Никитском бульваре, это будут «призывы к одновременному массовому пребыванию», а когда Игорь Холманских говорит, что он приедет с мужиками и разгонит митинги, — за это полпреда дают?
В-четвертых, я не понимаю: у нас что, война? Гражданская война? Чрезвычайная ситуация?
Вы будете смеяться, но я большой поклонник сильного государства, и я прекрасно знаю, что бывают ситуации, как тот же Occupy Wall Street: когда недобросовестное меньшинство использует свое право собраний ни для чего, кроме как для возмущения общественного спокойствия и возбуждения классовой ненависти в стране.
И да, бывают демонстрации, организованные из-за границы с целью дестабилизации существующего строя и создания условий для вооруженного вмешательства, — см., чтобы далеко не ходить, прошлогодние ноябрьские демонстрации в Грузии им. Нино Бурджанадзе.
Только понимаете, какая проблема. Чтобы бороться с заведомо злокозненными демонстрациями, достаточно Уголовного кодекса. Ваши демонстранты ни с того ни с сего сами начинают нападать на полицейских? Прекрасно, арестуйте их. На демонстрацию набирают за деньги, а из разговоров организаторов (как из разговоров Нино Бурджанадзе с сыном) ясно, что они обсуждают «500 трупов» и вмешательство «спецназа ГРУ»? Прекрасно, это измена Родине — вперед.
Если же вы вводите 24-часовой комендантский час, а критерием, после которого человек несет ответственность за проход по улице, является наличие на улице дополнительных сил полиции — значит, никаких разумных оснований запрещать появление людей на улицах нет.
Кроме нерассуждающего, всепобеждающего страха.