Почему Америку открыла Европа, а не Китай?
На этот вопрос есть два ответа. Один ответ заключается в том, что Америку открыл Китай. В 1421—1423 году флоты правой руки императора Чжу Ди — евнуха Чжэн Хэ (кстати, мусульманина), обогнув мыс Доброй Надежды, углубились в Атлантический океан и прошли от Карибского моря до Патагонии.
Но когда флоты вернулись, то оказалось, что старый император умер, партия евнухов пала, а новые власти запретили морские путешествия, приравняли вывоз товаров из страны к измене родине, сожгли чертежи кораблей и даже изъяли из государственных архивов записи о путешествиях флотов, как содержащие вредные и ненужные для подданных измышления.
В Китае государство было единым. Император Чжу Ди открыл Америку, а император Чжу Гаоши ее закрыл. В Европе государств было множество. Колумб предлагал свои услуги пяти европейским правителям и турецкому султану — все они его послали, а испанцы согласились.
Урок первый из этой истории очень прост: когда открытиями в централизованном порядке занимается государство, вероятность ошибки очень высока. За одно решение одного императора высокоразвитый, технически более продвинутый, чем Европа, Китай заплатил веками изоляции. В Европе взаимная конкуренция государств между собой привела к эпохе географических открытий.
Однако второй урок из этой истории куда менее очевиден и более страшен: дело в том, что император Чжу Гаоши был, в сущности, совершенно прав, запретив географические открытия.
Для того чтобы понять почему, надо пояснить, что такое именно были флоты Чжэн Хэ.
Как и всякое государственное мероприятие, это были грандиозные флоты, совершенно разорительные для государства. Каждый флот состоял из десятков кораблей — «плавучих сокровищниц», на постройку которых уходило по тиковой роще. Руль каждого такого корабля был почти той же длины, что весь корпус колумбовых каравелл. Корпус с водонепроницаемыми переборками, изобретенный китайцами на тысячу лет раньше европейцев и изготовленный из тика, обшивался тройным слоем досок, промежутки между которыми заполнялись очень дорогим лаком из тунгового масла, извести и птичьего клея. На борту флотов находились 180 (!) лекарей, не говоря уже о резчиках по камню, ремесленниках и даже наложницах, призванных ублажать высоких начальников путешествия.
Прочность у этих кораблей была фантастическая: они могли налететь на айсберг и не затонуть; на борту не было цинги, потому что мудрые доктора кормили матросов пророщенной соей и свежими фруктами, а уж о щедрости первооткрывателей и говорить не приходилось. На борту ехали драгоценные товары, шелка и фарфор, которые вручались во всех новооткрытых землях, потому что это же ехала Великая Держава! Правая рука китайского императора, а не какая-нибудь европейская голытьба, которая питалась червивыми сухарями, тонула от любой бури и грабила, едва высадившись на берег.
Разумеется, с точки зрения государственной китайцы были совершенно правы. Зачем же строить скорлупки, которые потонут в шторм? Давайте построим «плавучую сокровищницу», которая выдержит тайфун. Зачем же грабить в новооткрытых землях? Зачем болеть цингой?
Проблема заключалась в том, что все эти государственные соображения приводили к постройке флотов, уровень комфорта которых был неокупаемо высок для эпохи. Парадоксально, но решение императора Чжу Ди строить гигантские флоты и решение его сына сжечь их чертежи не были двумя разными политиками — это были два варианта одной и той же политики. Политики, при которой государство, а не маленький частный Колумб решает, что всем нужно.
История с китайскими флотами в истории повторялась много раз. Например, когда Хрущев сажал кукурузу. Кукуруза — это замечательная штука, и американские фермеры заработали на ней миллиарды. Но когда решение о посадке кукурузы принимают не фермеры, а чиновники, то получилось то, что получилось.
Сейчас история Золотых Флотов повторяется в Сколково. Кремль завел свою Силиконовую долину и начальником ее поставил российского Чжэн Хэ — Виктора Вексельберга. Простите, а кто является начальником Силиконовой долины в Америке?
Во-первых, очевидно, что вероятность неправильных инвестиционных решений при едином начальнике заведомо выше, чем в ситуации, когда каждый является себе начальником и принимает решение. Во-вторых — и это куда менее очевидно, но куда более важно — любое инвестиционное решение, принятое государством при таких обстоятельствах, будет неверным.
Потому что любая инвестиция в подобной ситуации будет руководствоваться не логикой Колумба, а логикой Чжу Ди. Логика Колумба очень проста: у нас мало денег, поэтому давайте поплывем на ореховой скорлупе, будем жрать червивые сухари и потонем по дороге. Логика государства другая: давайте освоим столько денег, сколько надо, построим надежный корабль, возьмем на него наложниц, столяров и даже цветочки, которые мы будем поливать пресной водой.
Я не сомневаюсь, что большинство проектов в Сколково, например проект по cloud computing, окупятся. Почему ж нет? Сначала государство профинансирует все как следует, включая тройной слой лака и каюты для наложниц. Потом разработчики заломят за свой проект цену, достаточную для покрытия трех слоев лака. Потом крупным компаниям скажут: купите, пожалуйста, услуги по cloud computing, а то у нас тут проект не окупается…
Вот только, какое это будет иметь отношение к инновациям, неясно.