Мир охватила эпидемия помощи Гаити. Нет спора, жителей Гаити очень жалко, как жалко семилетнего цыганенка, который сидит в подземном переходе с протянутой рукой. Проблема в том, что, давая милостыню цыганенку, вы не спасаете его от голодной смерти. Вы финансируете банду, которая держит его в переходе.
Судя по тому, как идут дела, Гаити станет новой Палестиной — постоянным очагом гниения и конфликта, поддерживаемым глобальной бюрократией с помощью искусственной системы жизнеобеспечения.
Тем более что глобальная бюрократия, окучивающая мир на тему о том, что он должен давать ей деньги для обездоленных, к моменту землетрясения цвела пышным цветом. На Гаити действовали 2000 (две тысячи) гуманитарных организаций. Одна только MINUSTA (United Nation Stabilization mission in Haiti) насчитывала более 10 тысяч человек, а годовой ее бюджет составлял $612 млн. Миссия была создана в апреле 2004 года. Летом 2004 года около 3,5 тыс. гаитян стали жертвами оползней и ураганов, и основной задачей миссии стало предотвратить кровопролитие при дележке гуманитарной помощи.
При этом оползни не были природной катастрофой: на Гаити для отопления вырублены все деревья, это вызывает эрозию почв, и каждый ливень оборачивается оползнями.
Так же как и оползни, страшные жертвы при землетрясении на Гаити являются следствием не стихии, а устройства социума. Землетрясение магнитудой 7,1 соответствует низшей границе разрушительных землетрясений, охватывающих большие территории.
Никто не говорит простой и жуткой вещи: дома в Порт-о-Пренс представляли из себя или чудовищные лачуги, в которых живут 99% обитателей, или обнесенные колючей проволокой дворцы наркоторговцев и бюрократов, которые мало или почти не пострадали, хотя были построены тоже без учета сейсмики. Просто их строили не из птичьего дерьма. Да что дворцы! По состоянию на 30 ноября, в MINUSTA работали 9065 военных и полицейских и 1212 local civilian staff. Из 1212 местных работников, живших в трущобах, погибли и пропали без вести 308 человек, или 25%. Из 9 тысяч людей в форме, живших в казармах, хоть как-то приспособленных для проживания, погибли и пропали 42 человека, или 0,5%.
Современный интернет предоставляет хотя бы частичную возможность оценить, как сами гаитяне и их соседи по Латамерике глядят на мир. Оценка эта несколько условна (ведь большинство населения Гаити неграмотно), но все же позволяет вычленить несколько мыслей.
Первая мысль, до боли знакомая: они нас не любят. Они «n'ont que des larmes de crocodile devant nos malheurs» («льют крокодильи слезы над нашими несчастьями»). «L'ordre punitif mondial a sanctionné Haïti et les Haïtiens pour avoir mis le monde sur le chemin de la liberté contre l'esclavage» («Карательный мировой порядок наказал Гаити и гаитян за то, что они наставили мир на путь борьбы за свободу против рабства»).
Мысль вторая: пусть они дадут нам помощь, а распределять ее мы будем сами («Les secouristes étrangers doivent être accompagnés de leurs collègues haïtiens»).
Мысль третья. Землетрясение – это «una pretexto para justificar la enésima invasión» («предлог для оправдания вражеского вторжения»). Творчески эту мысль развил президент Венесуэлы Уго Чавес, объявивший (на основании «данных российского флота») гаитянское землетрясение следствием испытания американцами геофизического оружия, которое будет потом применено против Ирана.
Мысль четвертая. Причина бедствий Гаити – не землетрясение, а проклятый Запад, который «a saboté la révolution haïtienne de 1804» («саботировал гаитянскую революцию 1804 года»), и оккупанты из США.
Последнее утверждение разделяется не только экспертами революционной Кубы и угнетенного Гаити, но и почтенными международными профессорами, например Майклом Чосудовским из Centre for Research on Globalization.
«The devastating earthquake is presented to world public opinion as the sole cause of the country's predicament», — пишет г-н Чосудовский. Но дело не в землетрясении, а в том, что проклятые империалисты из США оккупировали Гаити в прошлом и облизываются на этот ценный кусок карибской недвижимости в будущем. «US interventionism has contributed to the destruction of Haiti's national economy and the impoverishment of its population… The US military has come to the rescue of an impoverished Nation. Is it a Humanitarian Operation or an Invasion?»
Кто такой г-н Чосудовский, опусы которого охотно перепечатывают все левые латиноамериканские листки? Коммунист? Вудуист? Нет, это почтенный коллаборатор ООН, консультант таких замечательных организаций, как United Nations Development Programme (UNDP), the African Development Bank, the United Nations African Institute for Economic Development and Planning (AIEDEP), the United Nations Population Fund (UNFPA), the World Health Organisation (WHO), the United Nations Economic Commission for Latin America and the Caribbean (ECLAC). Батюшка его, Евгений Чосудовский, был кадровым дипломатом ООН и пламенным борцом за права палестинского народа.
Следует отметить, что в своих писаниях уважаемый эксперт ООН не только указывает, что США стремятся к военной оккупации Гаити и Карибского бассейна. Он еще изъясняет причины: США это делают с целью защиты «of the multibillion dollar narcotics transshipment trade», а наркотиками США торгуют для поддержания рушащегося доллара.
Популярным на блогах является также обсуждение двух мер по спасению Гаити, указавшего угнетенным всего мира путь к свободе и за это ненавидимого проклятыми белыми. Во-первых, Франция должна отдать гаитянам часть французской Гвианы. Во-вторых, она должна выплатить гаитянам репарации в размере $22 млрд.
(Про $22 млрд надо пояснить следующее: в 1804 году на Гаити произошла революция, в ходе которой рабы вырезали всех белых. В 1825-м Франция признала независимость Гаити в обмен на выплату компенсаций за конфискованные поместья — 150 млн франков золотом. В 2004-м популист президент Аристид придумал план спасения экономики Гаити. План заключался в том, что кровавый французский режим должен вернуть репарации, которые, согласно арифметике президента Аристида, с процентами составили $22 млрд. Но тут дружественное Аристиду народное ополчение (оно называлось «Армия каннибалов») подняло восстание совместно с недружественным Аристиду ополчением (это были вудуистские вооруженные формирования), и новое правительство отменило экономический план предшественника.)
Ни в одной из статей я не нашла слов благодарности за международную помощь. В лучшем случае спасение местных жителей происходит «grace aux efforts presque surhumains de sauveteurs improvisés» («благодаря почти сверхчеловеческим усилиям импровизированных спасателей»). В худшем международные организации являются подрывными элементами, нарочно задерживающими помощь в аэропорту, чтобы «crear una falsa imagen de caos que haga más aceptable para la opinión pública una eventual invasión y ocupación del país» («создать фальшивый образ хаоса, который сделает более приемлемым для общественного мнения будущее вторжение и оккупацию»).
Откровенно говоря, я горда за Россию. В России одни хвалят Сталина, другие Путина, но в России нет людей, которые станут хвалиться массовыми расстрелами «контреволюцинного элемента» в 1917 году как зарей новой эры. Не то Гаити. Основой национального мироощущения является тот факт, что в 1804 случилось самое великое событие в истории человечества — черные восстали против проклятой цивилизации белых, «et depuis lors, le défi haïtien continue dans sa résistance contre cet ordre maléfique» («и с тех пор гордый гаитянский народ упорствует в своей борьбе против этого злокозненного порядка»).
Гаити, конечно, ничем не напоминает cet ordre maléfique. Это страна с 80% безработицы, с самым высоким уровнем неграмотности, детской смертности, СПИДа и недоедания в Западном полушарии. 14% американского наркотрафика проходит через Гаити; все попытки экономических реформ сводятся к выпрашиванию денег у МВФ или вытребыванию вышеупомянутых $22 млрд у Франции.
Местный гарант, президент Преваль, молчал 20 часов после землетрясения. Потом он свалил в соседнюю Доминикану, где за шикарным конференц-столом объявил, что помощь его бедному народу должна идти «дальше залечивания ран». Какое количество его бедного народа померло — 50 тысяч или 500, — гарант Преваль не знает до сих пор, но точно знает, что ему нужно $10 млрд.
Последние 50 лет международная бюрократия в лице ООН пытается стать главным посредником при решении конфликтов и главным распределителем средств для бедных. Все те конфликты, которые она берется решить, становятся вечными. Все бедняки, которым она помогает, становятся еще беднее.
Как именно это происходит, легко увидеть на примере того же Гаити. В свое время Гаити было полностью сельскохозяйственной страной, производившей сахар, рис и пшеницу. По мере роста производительности сельскохозяйственного труда в развитых странах и полной деградации Гаити его сельскому хозяйству становилось все труднее выдержать конкуренцию с более эффективными экономиками. Но по крайней мере часть населения выращивала рис хотя бы для себя. В тот момент, когда гуманитарные миссии стали в городах этот рис раздавать, даже эта отрасль рухнула. Гаити является сейчас четвертым по величине импортером американского риса. А бывшие производители риса пополнили собой ряды нуждающихся, которых спасают от смерти 2 тысячи международных гуманитарных организаций.
В игру под названием «они нам должны» всегда играют двое. Гарант Преваль, который считает, что его бедному народу нужно $10 млрд, и международные организации, которые глубоко поддерживают гаранта Преваля в этом вопросе.
Много это или мало — 10 млрд? В соседней Доминиканской Республике, занимающей вторую половину острова Эспаньола, на ноябрь прошлого года, несмотря на кризис, осуществлялось 44 туристических проекта на общую сумму в $7,9 млрд. На 10 млн населения Доминиканы приходится еще 3 млн нелегальных гаитянских иммигрантов. В отличие от Гаити 16% населения Доминиканы – белые.
Наверное, Гаити нужно и 10 млрд, и больше. Но реальность такова, что нет никакой гарантии, что эти $10 млрд помогут кому-то кроме Преваля, за исключением того случая, что Преваля свергнут и съедят, и тогда 10 млрд достанутся тем, что его съест.
И совершенно не случайно ООН и Евросоюз сейчас изо всех сил критикуют действия армии США – единственной силы в регионе, которая обладает логистическими возможностями для оказания помощи и не собирается оставаться на Гаити навечно, потому что у нее другие задачи.
В отличие от армии США, международная бюрократия готова вечно помогать Гаити бороться с последствиями землетрясения. Впрочем, чего кривить душой? Это не международная бюрократия. Это - международная демократия.