Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Колосс кутаисский

экономический публицист

23 ноября 2009 года власти Узбекистана снесли монумент советским воинам в центре города, а заодно православную церковь XIX века и, что самое жутковатое, вырубили даже вековые деревья в парке вокруг. Спустя две недели памятник снес Саакашвили — в Кутаиси (только, понятно, деревьев не рубил и церкви не взрывал), и если про узбекскую церковь никто не пикнул, то тут волна осуждения, возмущения, негодования прокатилась по всем российским СМИ, и вот уже премьер Путин распорядился насчет самой важной для России проблемы, и вот уже российский союз Nutzliche Georgier (полезных грузин) готов восстановить памятник за собственный счет.

Выражая справедливое негодование палачу, негодяю, фашисту, предателю исторической памяти Михаилу Саакашвили, хочу указать все-таки на два обстоятельства, несколько смягчающих черную бездну его преступлений.

Во-первых, памятник был давно разграблен. Дело в том, что он был построен в то замечательное советское время, когда высота железобетонных колоссов и количество тонн отпущенной на них бронзы были прямо пропорциональны званию ваятеля в совковой табели о рангах, а товарищ Бердзенишвили, народный художник СССР, депутат Верховного Совета, академик, лауреат и пр., и пр., и пр., ранг имел высочайший. И вот представьте себе эту 25-метровую ступу, героически соответствующую всем канонам совка, и еще перед этой ступой стоит гигантский бронзовый конь (на другом творении товарища Бердзенишвили, в Марнеули, по тому же поводу, мать и дитя сжимают гигантский бронзовый меч), и еще бронзовый монах, и бронзовые колокола (вы мне, кстати, можете объяснить про коня, колокол и монаха – при чем здесь Вторая мировая?) – и вот вся эта бронза в начале 90-х перестала быть символом статуса и стала тем, чем она и являлась с художественной точки зрения, то есть металлоломом.

И металлолом попилили и продали в Турцию.

И вот эта домна в 25 метров торчит посереди Кутаиси. И надо это восьмое чудо света или сносить, или реставрировать. Я, конечно, все понимаю, но предъявлять режиму Саакашвили то, что после российско-грузинской войны он не стал восстанавливать кусок бетона величиной с 8-этажный панельный дом и представляющий примерно ту же художественную ценность, — это, знаете ли, чересчур. Тем более что, как выясняется сейчас, у тов. Бердзенишвили не сохранилось кроков для восстановления колосса кутаисского.

Второе смягчающее обстоятельство заключается в том, что Михаил Саакашвили действительно перестраивает грузинские города. Жителям российских городов, в которых полностью исчезла идея города как связного пространства, в которых власти считают неосвоенным любой кусок пространства, не проданный под застройку и за откат, трудно поверить, что за 6 лет Тбилиси превратился в европейский город, а в Батуми из свалок поднялись пятизвездочные гостиницы.

И, восстанавливая саму идею города, Саакашвили сносит и чудовищные совковые памятники, и незаконные дома, например – самый знаменитый случай – 16-этажный дом в центре города, по поводу которого телеканал «Имеди» чуть восстание не поднял.

Из памятников же в Тбилиси пострадало другое творение того же депутата, лауреата и академика Бердзенишвили – конная статуя Давида Строителя. Эта штуковина была выстроена (извините, написать слово «изваяна» не поднимается рука) уже во времена Шеварднадзе, когда академик Бердзенишвили переключился с серийных памятников погибшим в ВОВ на грузинскую историю, и в полной мере символизировала сущность режима. Ибо стояла в аккурат перед гостиницей «Иверия». В гостинице, вонявшей на километр, обвешанной тряпками, жили беженцы, а перед гостиницей стоял этот Конь, за которого скульптор получил 7 млн лари. Вот это-то чудное творение и перенесли подальше, к въезду в Дигоми — это местная тбилисская Жуковка, и так как, приезжая в Грузию, я обычно живу у друзей в Дигоми, то каждое утро при въезде в город я гляжу на эту хрень и понимаю, что дело Зураба Церетели живо и бессмертно.

Теперь, возможно, читатели будут шокированы употреблением слов «хрень», «домна» и «металлолом» по отношению к памятникам. Они, вероятно, считают, что академик, лауреат, депутат и пр., и пр., и пр. Бердзенишвили со своими гигантскими мечами и гигантскими конями горел душой по жертвам войны.

Так вот: я должна сказать, что для меня абсолютным символом ханжества — не кровавости, не подлости, а именно ханжества — советского режима являются эти бездарные, безликие, бетонно-блочные памятники, непременно наличествующие в каждом граде и веси. Потому что в то самое время, когда СССР плодил эти обелиски и стелы, в лесах гнили кости сотен тысяч непохороненных солдат. Это у фрицев каждый труп был подотчетен, на каждый труп полагался гроб, а у нас даже, сколько погибло, мы не знаем. У немцев – 6,5 млн человек. А у нас не то 20, не то 28, не то больше. Это не имеет параллелей в истории человечества. Смерть для человечества всегда была священна. Труп всегда требовал обряда.

Помните у Платона диалог, где он обсуждает относительность обычаев? И скиф, у народа которого в обычае съедать своих мертвых, ужасается грекам, у которых в обычае их сжигать? Люди с мертвыми делали разное – сжигали, хоронили в земле, пускали в лодке, подвешивали на дереве, оставляли на башнях птицам, но во всем этом многообразии обычаев вопреки Платону был инвариант. А именно – люди совершали над мертвыми обряд. Не пришло в голову Платону, что воина можно просто бросить в болоте.

СССР в 70-е имел прекрасную возможность объявить вместо этого чудовищного скульптурного фарса программу по захоронению останков — но! Вы представьте себе, если бы на съездах и парткомах рапортовали: за истекший период в нашем ржевском болоте найдено и захоронено еще 10 тысяч тел. Невольно бы кто-то и задумался — а что такое было подо Ржевом? Какая грандиозная победа? Какая блистательная операция? И вспомнил бы, что никакой победы не было, а был палач Жуков, который месяц за месяцем гнал, как скот на убой, российский народ на неприступную линию окопавшихся немцев.

Поэтому трупы лежали в болотах, а по обочинам тянулись бездарные бетонные памятники. Это очень важно, что они были бездарные: попущением Господа гениальность и ложь – вещи несовместные, особенно к концу жизни лжи. Это на заре режима можно снять «Триумф воли» или написать «Двенадцать». Это на заре режима можно создать «Рабочего и колхозницу» — гениальное творение Веры Мухиной. А концу режима остается только тов. Бердзенишвили.

А вот что людей угробили – уроды. Как ни ломай грузин — пока грузинский «авось» равняется российскому «авось». Вот разве только… кого там посадили? Всех начальников, кто взрывал? И сняли губернатора? Вы не подскажете мне, в какой из российских катастроф на этой неделе (порт, смытый в Сочи, о количестве жертв – молчок, вроде бы четверо, или при взрыве в нижнетагильской шахте — 9 трупов) сняли губернатора?

Новости и материалы
Россиянина отправили за решетку на 3,5 года за секс со школьницей
СК собрался усиленно бороться с криминальными банкротствами
В Москве в субботу выпадет треть месячной нормы осадков
Samsung выпустит в 2025 году тройную «раскладушку» Z Fold7
Песков рассказал о борьбе с фейками СМИ Запада
В Саранске ребенку едва не оторвало пальцы взрывом петарды
Пользователям Windows 11 стала доступна шпионящая за ними функция Recall
Банки ОАЭ перестали обслуживать карты Газпромбанка системы UnionPay
Стал известен результат психиатрической экспертизы певца Шарлота
Туристы с ребенком заблудились ночью в лесу Краснодарского края
В Курской области нашли уникальный старинный кинжал
Chrysler выпустит новый минивэн через три года
Иранский аналитик прокомментировал применение Россией ракеты «Орешник»
В Японии показали «человеческую стиральную машину будущего»
Стало известно об аукционе на билеты на «Щелкунчика» в Большом театре
В США заявили, что на Украине мало финансирования и мощностей для создания ракет
Стало известно, насколько подорожали цветы за год
Сломавший ногу Овечкину хоккеист испытывает чувство вины
Все новости