Владимир Мамонтов, бывший шеф-редактор «Комсомольской правды» возглавляет «Известия» уже четыре месяца. За это время в газете многое изменилось, и, судя по всему, изменится еще больше.
На сайте «Комсомолки», где раньше работал Владимир Мамонтов, была вывешена его биография и две публикации. Видимо, в качестве презентации. Одна из них называлась «Порнуха вороной масти». Про то, как два любителя видео для взрослых решили заснять акт совокупления лошади и женщины. Мамонтов потом написал к той статье комментарий: «Что такое с высоты прожитых лет и с дистанции пройденного пути та принудительная зоофилия в ученически прописанном «социальном» контексте? Так, детская болезнь становления свободной прессы в отдельно взятой газете».
В «Известиях» про принудительную зоофилию пока не пишут, но становление все-таки происходит. В первую очередь с приходом нового руководства пострадали зарплаты сотрудников. По одной из версий, зарплаты в редакции снизились на 30%, по другой — на 20%. Именно столько составляла спецпремия, которую каждый месяц доплачивали к зарплате. Теперь главный редактор сам решает, кому надбавку давать, а кому нет. Желающих уволиться в связи с понижением зарплаты не оказалось, зато, как говорят о себе сами сотрудники, «все забегали».
В структуре газеты тоже произошли изменения. Редактор отдела политики Александр Садчиков лишился своего поста и возглавил новый отдел «Армия и государственные органы». Руководить отделом пришел Кирилл Привалов, бывший собкор «Итогов», «Литературной газеты», газеты «Сегодня» и «Времени новостей» во Франции. Он же — автор книги «Звездные исповеди», это серия интервью с мировыми звездами кино и эстрады. Г-н Привалов — приверженец простого народного стиля изложения. В одной из своих известинских колонок про закон о рекламе он пишет: «А тут на днях захожу в мой родной, ровно загаженный подъезд и сталкиваюсь с постером, намертво присобаченным на дверце лифта…».
Ушел с поста руководителя отдела происшествий Игорь Синякевич. Его судьба была предрешена, так как с новым главным редактором они были знакомы еще по работе в «Комсомольской правде». Поменялся и руководитель отдела культуры. Два года подряд его возглавляла протеже заместителя главного редактора Татьяны Плошко балетный критик Ольга Гердт. Теперь культурой в «Известиях» руководит театральный критик Елена Ямпольская, она же автор нескольких книг, в том числе «Гимн настоящей стерве, или Я у себя одна». Татьяна Плошко в ответ на увольнение своей сотрудницы тоже подала заявление. Больше в «Известиях» она не работает.
Зато в дирекции появился новый человек и вместе с ним новая должность. Это некто Евгений Комбаров, руководитель отдела спонсорства и спецпроектов. Среди сотрудников газеты бытует мнение, что именно он может поспособствовать размещению так называемых заказных статьей без рубрики «на правах рекламы».
Содержание газеты с приходом главного редактора тоже заметно поменялось. Мамонтов, когда заступал на должность главного редактора, обещал увеличить тираж, не меняя формата издания. Это все равно, что обещать завязать с алкоголем, продолжая пить. Возможно, конечно, Мамонтов имел в виду не контент и направленность издания, а чисто физический формат – 16 цветных полос форматом А2. Форма, действительно, осталась неизменной, в основном благодаря стараниям дизайнера газеты Андрея Шелютто. Но, несмотря на сохранившийся внешний вид, «Известиям» все сложнее претендовать на звание либерального общественно-политического издания, поднимающего важные вопросы и полемику. Иногда уж лучше быть откровенным таблоидом, чем прикрываться фиговым листком интеллектуализма.
«Известия» становятся все более народными. Простой пример: на первой полосе пятничного «Коммерсанта» покоится новость о новом уголовном деле по Борису Березовскому и история о сделке Потанина и Прохорова по продаже 20% акций южноафриканской компании Gold Fields. Эта же новость оказалась в шапке пятничного номера «Ведомостей». Во «Времени новостей» на первой полосе Березовский, в газете «Газета» — Березовский и первые обсуждения правительства по стабфонду. Ни одна из этих новостей не нашла отражения на первой полосе «Известий». Шапка номера тут о том, что 18 школ Петербурга уличены в поборах, вторая главная тема - интервью с начальником метрополитена Дмитрием Гаевым.
После того, как «Известия» были куплены «Газпром-Медиа» между активами холдинга и газетой начался процесс перекрестного опыления. В «Известиях» появилась реклама «Эха Москвы» и совместная акция с радио «Попса», приуроченная к 14 февраля, дню Св. Валентина. На четвертой полосе под рубрикой «В мире» (международные новости) появились десять «наиболее интересных, ярких, трогательных, пылких, жарких, нежных и пр. признаний в любви». Рядом с новостью о том, что Тегеран отказался от переговоров с Москвой и продолжением карикатурного скандала можно было найти признания в стихах: «Хочу я выпить за тебя,/ За то, что ты нашел меня». Это было послание «любимому мужу Максику». Или вот еще «Дорогой университет, я тебя очень люблю!» от студента Виктора Егорова. Трогательно, но напоминает надписи в туалете все того же университета.
Серьезных общественно-политических газет практически не осталось. По тиражу и содержанию на это звание сейчас может претендовать, пожалуй, только «Коммерсант». Ниша практически свободна. Одно время издательский дом «Индепендант Медиа» хотел создать альтернативу газете «Известия» и даже начал набирать штат, но потом делать это передумали, побоявшись рисков. Но рынок постепенно расчищается и, возможно, сейчас самое время вернуться к этой идее.