Президент объявил 2012 год Годом российской истории и постановил создать соответствующий оргкомитет. Цель — «привлечение внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе». Если у историка, не обремененного государственным мышлением, а решающего действительно научные задачи, функция одна — «пророка, предсказывающего назад», то у государственных историков иная цель. А именно — оправдать историей сегодняшнее состояние официальной власти и обеспечить распил денег, распределяемых официальной властью на пропаганду, в широкой исторической перспективе. Так и у «Краткого курса истории ВКП (б)» была пламенная цель — оправдать «правильной» интерпретацией исторических событий власть Сталина.
В 2012 году, как раз тогда, когда российская история просыпается, сбрасывая с себя одурь от отравления нефтью, продуктами ее переработки и природным газом, самое время начать трактовать историю в духе, удобном Владимиру Путину и радетелям православия, самодержавия, народности.
Из истории будут ковать идеологический щит для пошатнувшейся власти, чье величие пока опирается исключительно на невероятные бюджетные расходы на оборону, безопасность и правоохранительные органы.
Деятельность президентской комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России в последний год своего существования несколько выдохлась. Последнее ее заседание прошло в сентябре прошлого года. В ходе мероприятия ее председатель Сергей Нарышкин отметил большую роль информационных технологий в поиске исторических фактов. Ну да, и особенно популярных произведений современных «историков», которые представляют на суд изумленной публики угловатые фальшивки вроде дневников Берия. А чего еще было ждать от комиссии со столь вульгарным названием, чьим ответственным секретарем является крупнейший историк современности Иван Демидов, в рядовых членах ходят видные ученые вроде Константина Затулина или Натальи Нарочницкой, президента Фонда изучения исторической перспективы, а также чиновники СВР, ФСБ и прочие специалисты по охране государственной тайны.
То-то профессиональные историки в последнее время жалуются на то, что исторические архивы начали ускоренными темпами закрываться. Оно и понятно: изучать-то надо не историю, а историческую перспективу, которая с каждым годом становится все более захватывающей.
Этим людям не Год истории нужен, а краткий курс «правильной» российской истории, подверстанной под вкусы, интересы и представления о жизни главного кандидата в президенты РФ.
Это извечное причудливое сочетание чувства превосходства над другими народами и комплекса неполноценности рождает чудовищ в виде президентской комиссии по фальсификациям истории или Года истории — «в целях привлечения внимания общества». Нынешняя власть фактически реабилитировала товарища Сталина, превратив его в законодателя мод и властителя дум, но в то же время, как утверждается, готовится отметить 1150-летие российской государственности. То есть факт приглашения варягов, которые «глядят — земля богата, порядка ж вовсе нет».
Иными словами, будем отмечать первый случай внешнего иностранного антикризисного управления на Руси, казус низкопоклонства перед Западом и тогдашним «вашингтонским (варяжским) консенсусом»!
То обстоятельство, что уходящий президент готовит историческую почву для Путина, подтверждается намерением отметить 150-летие со дня рождения нового фаворита нашего «национального лидера», оставившего наконец в покое полуфашистскую публицистику философа Ивана Ильина ради деяний Петра Столыпина. На памятник которому, кстати, должно было скинуться российское чиновничество. Понятно, что из всего наследия Столыпина будут вытащены на публичное освящение и поклонение расхожие фразы про «великую Россию» и «великие потрясения» (хотя в уме будут держать мечту об учреждении военно-полевых судов по столыпинскому образцу).
Когда-то нынешний президент подготовил почву для старого нового президента увеличением срока правления главы государства до шести лет. Теперь он же готовит идеолого-историческую базу для его продолжительной каденции, чреватой «великими потрясениями». В том числе и в Год российской истории, который, как заметила одна коллега, и в самом деле может оказаться историческим для России.
Правители, избирающие себе образцами Сталина и Брежнева и пытающиеся записать в союзники «стабильности» Столыпина, ведут «войну памяти» за умы и сердца россиян.
Но свое сражение за историю они проиграли: заботливое засекречивание архивов и мифологизация исторических событий уже не работают. Нашлись люди, которые хотели бы делать историю России, а не интерпретировать ее в выгодном для кого-то свете.
Подготовка к войне за историю — это уже подготовка ко вчерашней войне. Они там, наверху, снова отстали в выборе средств и не поспевают за обществом со своим кратким курсом под мышкой.