Гамлет, принц датский, задавался вопросом: «Быть или не быть?» Медведев, президент российский, вопрошает по-гамлетовски: «Не сделано почему?» Характерно, что в эпоху советской власти Байбаков, глава Госплана советского, тоже спрашивал сам себя: «Так почему же теперь плохо выполняются постановления правительства?»
Ответ хорошо известен. И сформулирован он в кинофильме «Кавказская пленница» 45 лет назад: «Вы даете нереальные планы». По-научному ту же проблему определил Егор Тимурович Гайдар в книге «Гибель империи», которая для дуумвиров должна стать чем-то вроде библии. Потому что написано про них — о том, как сыпалась ресурсозатратная экономика, которая похоронила страну под бременем нереализуемых проектов, милитаризации бюджета, неэффективности на фоне стабильности. Как говорил М. С. Горбачев на пленуме ЦК в июне 1986 года, то есть почти четверть века тому назад: «Каждая единица прироста национального дохода… требует от нас больше ресурсов». Это и есть неэффективность, это и есть признак развала. А
наши нынешние руководители буквально строевым шагом, нога в ногу, идут по пути позднего СССР, где тоже не проходили управленческие сигналы и каждый следующий шаг давался труднее предыдущего.
Вчерашние высказывания дуумвиров просто модельные в этом смысле. Президент устроил разнос товарищам из оборонно-промышленного комплекса. Выделены колоссальные деньги, обещано в целом обеспечить госпрограмму вооружений 20 триллионами рублей, а гособоронзаказ не выполняется, новые виды техники не поставляются, послания президента остаются на бумаге. И так из года в год. Почему? Да потому, что поддерживать наш ОПК, ставя задачу строительства высокотехнологичной армии, это все равно что содержать российский автопром. Все уйдет в черную дыру без видимого эффекта. Зато сохранятся рабочие места. Останется в девственной чистоте собственная гордость. А главное, как сказал 10 мая в Волгограде премьер-министр, национальный лидер и дорогой руководитель «Общероссийского народного фронта», деньги, выделенные на оборонку, дают стране возможность сохранить «суверенитет и независимость в принятии решений по основным направлениям своего развития, просто чувствовать себя хозяевами на своей земле».
Была такая страна, где человек постоянно проходил, как хозяин, и принимал разные решения, ну, например, о переброске течения сибирских рек, или об отделении залива Кара-Богаз-Гол от Каспия, или о строительстве Северомуйского тоннеля совершенно суверенно. И что же в результате? Суверенитет размножился — вместо одного суверенного государства стало больше дюжины.
Согласимся с Дмитрием Медведевым: действительно «недопустимо, когда решения принимаются, причем на самом высоком уровне, деньги выделяются, а продукция не поставлена». Но ведь здесь ключевая фраза — «деньги выделяются». Сами подумайте: если выделены бюджетные деньги, зачем же тогда поставлять продукцию?! Нелепость какая…
Кажется, президент подозревает капитанов стратегически важных отраслей в воровстве и неэффективности. Помнится, падение ракеты «Протон», которая не довезла «Глонасс» до орбиты, в декабре прошлого года президент разбирал с участием главного контролера Чуйченко и генпрокурора Чайки. Приказал найти виновных. Сейчас тоже приказал. Результат, увы, предсказуем. Потому что
в вязкой системе государственного капитализма и административного торга управленческие сигналы, идущие сверху, никуда не доходят. Особенно в стратегических отраслях, ответственных за суверенитет. Пекущиеся о суверенитете руководители напоминают старую деву, из последних сил обороняющую свою невинность, которая даром никому не нужна.
Кто бы называл поименно тех, кто хочет отрезать у нас кусочек суверенитета?
Путинская экономика, сделав круг почета, вернула страну в состояние, определявшееся еще два десятилетия назад как «Верхняя Вольта с ракетами». Только надо добавить, что за это время ракеты перестали летать и выходить на орбиту. Зато деньги тратятся столь же щедро и бессмысленно, как если бы правительство состояло из посетителей ресторана «Славянский базар», а получателями ассигнаций были цыгане с дрессированными медведями. Только в последнем случае эффективность выше, ибо рождается песенное искусство, а не ракеты.
С высокотехнологичной армией тоже какая-то неувязочка получилась. Тут ведь как: либо армия рекрутов, либо инновационные вооруженные силы. Можно накупить на 20 триллионов рублей вооружений (лучше сразу у вероятных противников, бредящих нашим суверенитетом), а кто этим высокоточным софтом и железом управлять будет? Персонажи, поставляемые нашими военкомами? Нет,
сначала отмените призыв, и только тогда можно начинать разговоры о высокотехнологичной армии. А то весь суверенитет уйдет в эмиграцию и вытечет вместе с мозгами.
Молодых высокотехнологичных людей уже не обманешь — они-то знают, что лидер «Народного фронта» путает свой личный суверенитет с суверенитетом страны. Они не намерены защищать его своими телами, потому что у них есть мозги.
Удивляет упорство, с которым руководство страны наступает на одни и те же старые ржавые советские грабли, бьющие по лбу наповал. Масштабные затратные проекты, неэффективная экономика, основанная на высокой нефти, милитаризация бюджета, ассигнования на черные дыры, никого не убеждающий пропагандистский шквал, сжирающий деньги, идеологическое растление несовершеннолетних, подавление инакомыслия, профанация правосудия. Стоило мучиться все эти 25 лет, чтобы ничему не научиться. Если, конечно, кто-то чему-то собирался учиться, так и не поняв истоки и смысл «величайшей геополитической катастрофы».