Раскол в Российской шахматной федерации (РШФ) подтвердил наметившуюся с момента конфликта в киносообществе тенденцию: общественные организации в профессиональных сферах теперь делятся на контролируемые высшей государственной номенклатурой и неконтролируемые.
Триумф воли Никиты Михалкова, случившийся больше года назад, поделил кинематографистов на лояльных и нелояльных власти, на готовых получать корм с руки и не готовых, на стремящихся делать за государственные деньги «патриотическое кино» и желающих снимать нормальные фильмы.
Победа Михалкова оказалась пирровой: при нем деньги и портрет Путина за спиной, но он заработал стойкую неприязнь существенной части киносообщества, в том числе и критиков, которые с нескрываемым злорадством встретили первые прокатные неудачи вторых «Утомленных солнцем».
В мирных шахматах свое черно-белое кино. И оно тоже сопровождается серьезными имиджевыми и репутационными потерями людей из власти — Аркадия Дворковича и Александра Жукова, поддерживающих кандидатуру на пост президента ФИДЕ любителя поговорить с инопланетянами Кирсана Илюмжинова. Что жаль, потому что чиновники эти одни из самых приличных представителей сегодняшнего, сильно метафорически выражаясь, политического олимпа.
Совершенно очевидно, что симпатии большинства — от мировых шахматных федераций до российских региональных, от шахматистов-профессионалов до любителей шахмат — на стороне Анатолия Карпова. Они объяснимы чисто по-человечески. Но и профессионально тоже. Как сказал Гарри Каспаров на заседании той части наблюдательного совета РШФ, которая собрала кворум и проголосовала за Карпова, но оказалась, по оценке Дворковича, нелегитимной, «в шахматах, как и в любой профессиональной деятельности, главным является репутация». Нахождение Илюмжинова в течение пятнадцатилетнего срока на посту главы ФИДЕ Каспаров назвал «оскорбительным для шахмат». И на чьей стороне должны быть симпатии — шахматных гениев или политика, который своей экстравагантностью перекрыл даже достижения Юрия Лужкова?
Отсутствие ротации вообще признак загнивания, и это касается не только политики.
Хотя в кресле главы Калмыкии Илюмжинов сидит еще дольше, чем находится на посту руководителя ФИДЕ (с 1993 и 1995 года соответственно). Пожалуй, самой запоминающейся его инициативой — и как политика, и как шахматного менеджера — стало строительство Сити-Чесс, города, который иначе как Нью-Васюками никто не называл (не напоминает чудо-город Сколково?). И как тут в пикантном контексте общения Илюмжинова с инопланетянами не вспомнить «Междупланетный шахматный конгресс» из Ильфа и Петрова: «Шахматная мысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания Междупланетный шахматный конгресс!»
Подобного рода инициативы — прямое следствие нахождения на одном и том же месте в течение долгих лет, чтобы не сказать десятилетий. Новый генплан Москвы — это, конечно, не строительство Илюмжиновым за свой счет 45 буддистских храмов, 22 православных церквей и одного католического костела, но архитектурный проект тоже родился от пересиживания всех сроков на утомительной руководящей работе. Что касается главы Калмыкии, то он был уже не избран, а назначен на новый, четвертый срок в 2005 году Владимиром Путиным. В этом году его полномочия истекают, и он смог бы сосредоточиться наконец на работе в ФИДЕ. Но тут, вот незадача, успешному управлению шахматами помешали такие досадные мелкие обстоятельства, как сами шахматисты…
Интересно, какая общественная среда последует за кинематографией и шахматами? Где еще высокие покровители искусств возьмут профессиональное сообщество под свой жесткий контроль, указывая единственно верный путь развития того или иного вида деятельности?
И где еще это войдет в противоречие с интересами профессионалов? Мой прогноз: в исторической науке, которая уже постепенно раскалывается на тех, кто стоит за новый «краткий курс», и тех, кто все время норовит его переписать, подсовывая всякие там исторические факты.
Кажется, страна обречена на множество таких расколов и раскольчиков и на параллельную жизнь сообществ: на всякую официальную организацию, в борьбе обретающую право свое, найдутся альтернативщики. Марлен Хуциев в оппозиции Никите Михалкову. Анатолий Карпов и Гарри Каспаров в оппозиции Кирсану Илюмжинову, Александру Жукову, Аркадию Дворковичу. Ситуация абсурдная, но обреченная на то, чтобы быть воспроизведенной еще много раз. И все потому, что
кто-то хочет еще больше власти и еще больше контроля. Но настоящая жизнь будет перетекать туда, где власти и контроля нет.
Государственные начальники станут управлять своими анклавами, очевидным конкурентным преимуществом которых является наличие финансовых ресурсов, в том числе денег налогоплательщиков, а негосударственные альтернативщики будут заниматься профессией без участия государства. Что на самом деле есть идеальная конструкция: государство всегда портит то, чем управляет.
Будь то инновации, кино или шахматы.