Не успели два спикера двух палат Федерального собрания осуществить подход к телекамерам и заявить о «коалиционных» действиях партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия» (правда, Сергей Миронов выглядел так, будто только что побывал с кратким визитом в НКВД), как с критикой на правящую партию вослед председателю Совета федерации обрушился министр финансов Алексей Кудрин. Произошло это, согласно устанавливаемой традиции, на Первом канале в программе Владимира Познера. Очевидно, теперь это место абонировано для критики «Единой России», а еще говорят, что у нас свободы слова нет и Первый канал оболванивает трудящихся…
Причем на этот раз состоялась критика справа, с позиций либерально-монетаристских, как если бы на дворе стояли лихие, понимаешь, девяностые. Мы-то думали, что «Единая Россия» и впрямь станет праволиберальной, а она, оказывается, леволиберальная, суховато отчитывал партию беспартийный министр. При этом министр употребил слово «уклон», которое имеет в российской истории, хоть переписанной, хоть фальсифицированной, зловещий оттенок.
Приходится, пояснил Алексей Кудрин, нечеловеческими усилиями лично Владимира Путина и кабинета министров в целом держать право-левый баланс. Опять бедное правительство вынуждено оставаться, как говорило солнце русской поэзии, «единственным европейцем». А «Единая Россия»? Азиаты-с…
Больше того, использует партия административный ресурс, что нехорошо, пояснил министр. А чтобы не было претензий к фразе, как опытный марксист-ленинец, процитировал классика – то есть в нашем случае президента, у которого на этот случай есть симпатичная цитатка…
Не имеет значения, согласовывал министр финансов Алексей Кудрин, чьи отношения с «Единой Россией» и ее вынесенным в канцелярию президента мозговым штабом отнюдь не безоблачны, свои инвективы и филиппики с вышестоящими инстанциями или нет. В одном случае речь шла бы о контролируемых послаблениях в политической сфере, начавшихся с последнего Госсовета, в другом – о неконтролируемых, свидетельствующих о том, что степени свободы в высказываниях расширяются сами собой.
Достаточно было открыть маленькую отдушину, как пар ринулся из русской политической бани наружу. Президент РФ ничего не сделал – только сказал за несколько лет пару фраз свободолюбивого и ни к чему не обязывающего содержания, как началась спонтанная дискуссия, которая только набирает обороты.
И уже не блогеры и колумнисты говорят, например, о необходимости распустить МВД или построить профессиональную армию, но и вполне системные интеллектуалы, чьи начищенные оксфордские штиблеты иной раз топчут кремлевские ковры и паркеты. С одной стороны, как говорилось в аналогичной ситуации лет 20 тому назад: «Заболтали перестройку» (читай: модернизацию), а с другой – остановить процесс разрушения словами «стабильности» уже не могут ни цензура в федеральном телевизоре, ни слабеющие группы райтеров, заполняющих своей идеологической продукцией профанированные полосы федеральных газет.
После Калининграда выяснилось, что говорить можно и за это ничего не будет, потому что тигр бумажный. После очередного митинга в защиту 31-й статьи Конституции стало очевидным, что все большему числу совестливых людей становится неловко пропускать это мероприятие, где всякий раз «винтят» пожилого и заслуженного человека. После доклада ИНСОРа и брюзгливой его критики стало очевидно, что в России можно еще немножко и помечтать. И за это тоже ничего не будет, кроме негативного пиара, но ведь он тоже пиар, и весьма эффективный для критикуемого. Словом,
если начальники, как когда-то Горбачев М. С., сами не возглавят процесс перемен, этот самый процесс будет дальше двигаться без них. Невзирая на шестилетние сроки, ОМОНы и прочие газотранспортные системы.
Вот Алексей Кудрин идет в ногу с прогрессом и прекрасно понимает конъюнктуру момента, иначе не стал бы он министром-долгожителем. Для него, как для главы действительно консервативного, то есть экономящего государственные средства, ведомства, есть и прямая профессиональная польза: давить лоббистам на Минфин будет тяжелее.
Какой же ты лоббист, если ты левый уклонист? А говорил, что консерватор…