Судя по всему, глава российского государства оценивается многими политическими группами как перспективный актив, чья капитализация будет неуклонно расти. Во всяком случае, спрос на президента только за последнюю неделю резко возрос.
Коммунисты на своем пленуме разве что не объявили Дмитрия Медведева отцом нации, прямо намекая: некие «альтернативные силы» были бы «готовы оказать поддержку президенту», правительство же, возглавляемое известно кем, следовало бы отправить в отставку.
Геннадий Зюганов высказывался о статье «Россия, вперед!» в столь же восторженных тонах и выражениях, в каких мог хвалить «Год великого перелома» или «Головокружение от успехов» своего любимого товарища Сталина.
Группа экспертов, в основном близких Институту национальной стратегии, представила на площадке Института современного развития доклад на модную ныне тему модернизации (заменившей очередному поколению советских и постсоветских людей сталинскую индустриализацию, горбачевскую демократизацию, гайдаровскую либерализацию и путинское удвоение ВВП). В докладе сказано, что надо создать «модернизационные структуры», которые должны представлять собой «параллельную вертикаль власти, подчиненную непосредственно президенту». То есть
конституционные органы и регулярная бюрократия достанутся Путину, а Медведев в отдельно огороженном загончике со специально отобранными товарищами будет заниматься модернизацией.
«Медведев наш, отдайте нам его!», — отчетливо звучит во всех этих выступлениях партийной и экспертной общественности. «Мы, и только мы проведем модернизацию!», — утверждают аппаратные группы и политические группировки.
Владислав Сурков дает как бы официальную (по должности) трактовку статьи «Россия, вперед!» и модернизации в журнале «Итоги», предлагая обновленную версию нэповского лозунга «Обогащайтесь!» — «Обновляйтесь!» (то есть в отличие от НЭПа никто не обещает, что в дороге будут кормить). Владислав Иноземцев в «Ведомостях» призыв «Вперед!» обращает уже к самому Дмитрию Анатольевичу.
То есть не то чтобы практически все, но очень многие готовы предоставить свои услуги, поддержать, подставить локоть, ободрить добрым словом и помочь практическим советом. И даже указать единственно верный путь.
Что вообще происходит?
Наиболее оптимистическая, а потому, скорее, утопическая версия такова: возможно, у главы государства появился персональный, а не взятый напрокат у старшего партнера политический ресурс поддержки.
Более осторожные оценки подводят к выводу о том, что Медведев квалифицируется участниками политического рынка как «голубая фишка», готовящаяся выйти на IPO, то есть на выборы. И разумно было бы в нее вложиться уже сейчас, чтобы потом снять обильный урожай дивидендов. Это пока не народное IPO, а нечто в жанре private banking, но наиболее продвинутые трудящиеся заинтересовались этим активом. (Как бы только не надули политический биржевой bubble, пузырь.)
Есть и третий сюжет, не противоречащий второму, – Медведева «локализуют», привязывают к конкретной узкой теме – модернизации. Он становится своего рода министром модернизации, возделывает свою поляну в окружении приятных людей, соратников и экспертов, системных интеграторов и любителей новых гаджетов и прибамбасов, энергосберегающих лампочек и чубайсовских наночастиц. И это, собственно, все. Напоминает участок, который был доверен Медведеву перед выборами – нацпроекты. Они тоже были важны, резонансны, имели некоторые свойства отраслевых локомотивов.
Такое впечатление, что президенту огораживают территорию, строят комфортабельное гетто для занятий потешной модернизацией с большим количеством технотронных игрушек, но без людей, которые в этой ситуации будут чувствовать себя как на выставке новых технологий.
Их это напрямую не касается, но демонстрируемые достижения радуют глаз, потрясают воображение, и вообще все выглядит занимательно и забавно. Плоды инноваций, которые ошибочно, однако весьма прочно связывают с понятием «модернизация», проносятся при этом мимо, сверкая лаковыми крыльями.
Внутри этого модернизационного гетто президент будет руководить «альтернативными силами», которые ему подгонит Зюганов, управлять невесть откуда взявшимися модернизаторами из доклада представителей Института национальной стратегии, устанавливать обратную связь с волшебными людьми, обновившимися по Суркову и начавшими модернизацию с себя. А за инновационным забором останутся мычать не доенная буренка и догнивать – из-за отсутствия обученного пэтэушника – проржавевший трактор. Премьер-министр же проведет тысячное по счету совещание по спасению очередного Пикалева или замкнувшегося на себе моногорода, треснет кулаком по столу и выделит деньги.
Если это предвыборная кампания, то она дала явный фальстарт. Если взрослые аппаратные игры – то речь идет о явной «локализации» президента. Если все это всерьез, то можно с сожалением говорить об очередной технократической утопии, которая заменяет открытую рыночную экономику и нормальные институты политической демократии.
Заменяет – ввиду их отсутствия.