На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Краткий курс антисоветской истории

Надо бы для завершения истерических исторических дискуссий переименовать шашлычную «Антисоветская», получившую замечательный пиар и прекрасную прессу, в шашлычную «Статья 70-я». В честь «антисоветской агитации и пропаганды» по Уголовному кодексу РСФСР, за которую сажали лучших людей Страны Советов – от Андрея Синявского с Юлием Даниэлем до Кронида Любарского.

Александр Подрабинек, чья статья «Как антисоветчик антисоветчикам» дала повод для продолжения дискуссии о советском в сегодняшней политической повестке, тоже сидел при советской власти. Одно это дает ему право высказываться, и высказываться жестко в адрес всего советского. Разумеется, он сильно перегнул палку в эмоциональной составляющей своей статьи, гораздо больше похожей на блогерский пост – и она была воспринята как атака на ветеранов Великой Отечественной, хотя он говорил о ветеранах совка в широком смысле – вертухаях и палачах. Теперь его травят с молодой энергией по всем канонам чекистских провокаций: только в советское время они были непубличными, а сейчас, в эру информационных технологий и спектаклей в прямом эфире, преследования стали нарочито публичными. Фразеология тоже советская, прямо хоть сейчас в рубрику «Из зала суда»: «Подрабинек сначала перестанет выходить из дома, а потом отвалит туда, где ему хорошо». Еще немного – и «литературным власовцем» назовут.

Все эти дикарские пляски «Наших» с бряцанием мускулистыми формулировками советского судебного диалекта заслоняют суть спора.

А он снова – как в случае с отгремевшей Польшей и взорвавшимся коктейлем Молотова — Риббентропа – исторический. Только на этот раз мы копаемся в собственной национальной истории. И спор о том, что считать родным пепелищем и отеческими гробами – узников ГУЛАГа или языческие мавзолеи вождям?

Что важнее в отечественном историческом процессе – советское или антисоветское?

В советские времена, согласно бессмертному высказыванию Маяковского, диалектику учили не по Гегелю, но вся действительность была гегельянской, сотканной из противостояния советского и антисоветского. И в этом состояло главное содержание эпохи. Метафорическое проявление этой диалектики – противостояние, уже географическое, по разные стороны Ленинградского проспекта, гостиницы «Советской» и заведения «антисоветского». Это шутка, отражавшая порядок тогдашних вещей. Не больше, но и не меньше. В сегодняшнем контексте названия заведений – как «Советская», так и «Антисоветская», — натурально чистый постмодернизм. И то и другое – проявление нежной ностальгии по совку, когда с юмором и нежностью вспоминают помпезные интерьеры сталинской архитектуры, сопутствовавшей торжественным тостам за Родину (понятие введено только в 1934 году), и таинственную прелесть крамольных разговоров о советской власти за шашлыком и водкой.

Это нормально. Это маркетинг.

Вывески эксплуатируют ностальгию. Но вот ностальгия врывается в споры об истории и немедленно перестает быть милой. Она переплавляется в политику.

В ненависть, в ядовитую слюну, в споры, которые, оказывается, не закончены в горбачевскую перестройку. Мы продолжаем спорить – не о сегодняшнем дне, а о советской эре. Значит, совок не только не изжит, мы по-прежнему находимся внутри него. А самое интересное состоит в том, что по его правилам охотнее всего готовы жить очень молодые люди, считающие конформизм и сталинизм шиком.

Все проще и сложнее одновременно. У большой страны с трагической судьбой была история. Внутри этой истории жили люди – «времена не выбирают, в них живут и умирают». Сначала выяснилось, что жили как-то не так. Страна, в том числе и от осознания неправильности жизни, развалилась. Антигероями стали те, кто были героями.

Не в нашей ли стране всерьез обсуждалась идея люстраций, притом, что тогда пришлось бы люстрировать точно больше 90% населения? Не в России ли шел суд над КПСС? И не в Российской ли Федерации теперь гордятся всем тем, чего стыдились каких-нибудь 15 лет назад? Не здесь ли антигерои снова становятся героями, а в окаменевшем имперском дерьме (по выражению Мераба Мамардашвили) снова проклевывается жизнь.

Российская история отождествляется с советской. Наше «Мы» или «Мы» «Наших» не делают различий между периодами истории. Победа – наша. Но и Сталин – наш. Теперь уже в доску наш. Зачем искать авторитеты в хитросплетениях сумрачной истории идей и цитировать Ивана Ильина – ведь есть гораздо более внятный образ и символ с ясной и четкой риторикой. Называется – товарищ Сталин.

Если в войну кричали «За Родину! За Сталина!», что, теперь и Сталина критиковать нельзя, потому что это оскорбляет чьи-то чувства? А чувства сидевших, память о миллионах замученных это не оскорбляет?

Среди представителей зонтичного понятия «ветераны» не меньше антисоветчиков, чем искренних сторонников советского строя. Воевали-то все. И не надо прикрываться «ветеранами», как живым щитом – это не отменяет тяжелой исторической правды.

Главпур в 1966-м тоже обвинял Константина Симонова в антисоветчине за дневники 1941 года – всего лишь за то, что он рассказал правду – ужас отступления, реалии неподготовленности к войне, ответственность за которую нес лично товарищ Сталин. И что, будем жечь на Пушкинской площади двухтомник Симонова «Разные дни войны»?

Подрабинек прав в том, что такие люди – действительно подлинные герои России. Только в учебниках истории – правильных и неправильных – об этом не пишут.

Простой исторический кейс. Перелет через Северный полюс Чкалова, Байдукова, Белякова состоялся через неделю после расстрела Тухачевского. Чкалов – герой? Герой, и не только мифологический. Но герой и Борис Пастернак, который осмелился выгнать человека, в те же самые дни принесшего ему на подпись письмо советских писателей с осуждением приговоренных к расстрелу военачальников. «Товарищ, — кричал тогда разъяренный Борис Леонидович, — это вам не контрамарки в театр подписывать!»

Героическая история бывает и советской, и антисоветской. Как гостиница «Советская». И шашлычная «Антисоветская». Можно переписать историю в пользу товарища Сталина. Но изменить ее не может даже такой могущественный человек, как повелитель вывесок Митволь Олег Львович.

Новости и материалы
В Иране заявили о планах Трампа помочь протестующим в Иране
CNN узнал о вариантах вмешательства США в ситуацию в Иране
Чешская оппозиция потребует отставки спикера палаты депутатов
В российском регионе сократят время продажи алкоголя
В России появились рекомендации по снижению рисков при реализации готовой еды
Иноагент Латынина признала правоту Путина по вопросу Украины
В Госдуме рассказали, когда ждать следующих 12-дневных новогодних праздников
В Госдуме предложили обязательно проводить ежегодную индексацию зарплат
В Одессе прогремели взрывы
Путин оценил вклад прокуратуры в борьбу с коррупцией
Стало известно, когда сенат США проголосует за усиление санкций против России
Симоньян объяснила, почему Россия не бомбит Киев
За неделю над территорией России сбили более тысячи украинских дронов
Врач объяснил, как восстановить режим сна после праздников
Психолог дала советы, как избежать разочарования после новогодних праздников
На побережье Ялты обрушился шторм
Россиянам рассказали, когда ждать следующие длинные выходные
Эксперт объяснил эффект новости о красных ногтях Елены Зеленской
Все новости
Рептилоиды, Зона 51 и мертвые космонавты: 6 главных теорий заговора о Вселенной
Теперь вы знаете