Терпко, как столовской кухней, запахло совком. Не ротируемой годами властью. Нерушимым блоком коммунистов и беспартийных. Прогрессивным человечеством. Путем, на который мы встали и с которого не свернем. Социалистической демократией. Руководителем партии и правительства.
Вот уже Грызлов — по-нашему, председатель президиума Верховного Совета — добрым словом вспоминает динамичные 30-е годы, а духовный лидер в лице патриарха констатирует смерть либеральных ценностей.
Власть принадлежит народу, поэтому его берут в союзники: своими IPO (облигации государственного займа), своими «Нашими» и «Местными» (комсомол), своей суверенной демократией (социалистическая демократия), своим антиамериканизмом и поиском врагов среди иностранцев, своими страшилками про шпионов, своими общественными организациями (Общественная палата). И ВВП колосится невиданными темпами. И председатель правительства (молодой, всего 66 лет) заглядывает в рот механизаторам, как лошадям, заботливо проверяя качество и количество зубов.
Совком пахнет как-то нехорошо. Не ностальгически. Это вам не блошиный рынок с подстаканниками с рельефом сталинской высотки, старыми елочными игрушками и жизнеутверждающими плакатами.
Это не прошедшее время, а настоящее, подло подражающее политическому плюсквамперфекту.
Вот, например, депутат Гудков. Он внес в Госдуму законопроект «Об участии граждан в обеспечении правопорядка». Налицо сугубая демократия, привлечение широких масс к соучастию в помощи государству — как сбор металлолома. Только если вспомнить эти добровольные народные дружины, эти оперотряды — мурашки по спине ползут: чистой воды организованная преступность под прикрытием красных нарукавных повязок. Нарушение закона под видом его охраны: «Народные дружинники могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости». А кто там потом разберет — имело ли место состояние необходимой обороны или крайней необходимости? Это решать соответствующим органам, которые в протокол все что угодно запишут.
В рамках джентльменских соглашений и добровольной помощи миграционным органам и милиции улицы городов уже бороздят представители прокремлевских молодежных объединений, отлавливающих непрошенных гостей столицы. Теперь появятся и дружинники. Самое время им обратить внимание на противоправные явления в малом бизнесе: его крышуют местные администрации, менты, бандиты. Нехорошо. Теперь появится новая крыша — добровольные народные дружины.
Возвращение дружинников замечательным образом рифмуется с военно-патриотическим воспитанием молодежи на старый-новый лад: летние лагеря «Наших» укладываются в абсолютно советскую логику унификации молодых мозгов. А полувоенная ориентация соответствует задачам, которые перед «Нашими», «Местными» и просто безымянными добровольными помощниками ставят старшие товарищи из компетентных органов. Инициатива сверху может быть с энтузиазмом встречена активными низами, особенно из числа националистически ориентированных отрядов сознательной молодежи. С такой, например, мотивацией деятельности: «В настоящее время многие деструктивные силы хотят столкнуть Россию в хаос цветной революции. Народные дружины при неблагоприятном развитии событий могли бы стать важнейшим стабилизирующим фактором и мощным заслоном на пути хаоса и разрушения державы».
Подобного рода мотивировка, почти наугад взятая с одного из националистических сайтов, всегда провоцировала власть автократического типа на формирование института добровольных помощников.
Достаточно вспомнить постановление партии и правительства от 2 марта 1959 года «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране» и постановление ЦК ВЛКСМ от 20 марта 1959 года «Об участии комсомольских организаций в охране общественного порядка в стране», принятые в развитие более ранних актов 1932 года, а затем еще и уточнявшиеся в 1970-е. Понятно, что правоохранные мероприятия дружинников в те годы содействовали работе не только милиции, но и еще более компетентным органам в их борьбе с прозападными настроениями, вольными чтениями стихов, стилягами и прочими низкопоклонниками перед Западом. Надо ли говорить, что все эти функции вновь востребованы.
Удивляет только одно: насколько быстро рядовые представители населения и особенно молодежь прочитывают сигналы, посылаемые сверху.
У нынешних молодых людей даже в генной памяти не очень-то записаны все эти кошмары советского производства. Так нет же — они, эти штампы канувшей в Лету цивилизации, воспроизводятся с пугающей точностью и даже с идентичными идеологическими обоснованиями, полными фальши и глупости, не говоря уже об антиправовом пафосе и содержании.
В общем, нынешнее начальство и его добровольные помощники живут строго в соответствии со стандартами, установленными в советское время. Вся власть — заветам!