Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Железная пята гламура

Политический аналитик

Есть на НТВ по субботам такая передача — «Квартирный вопрос». Многие наверняка не раз ее видели. А для тех, кто не видел, в двух словах: ведущая Наталья Мальцева вместе с группой строителей, ремонтников, дизайнеров приходит в какую-нибудь типичную московскую квартиру и осчастливливает ее обитателей чудесной переделкой одной из комнат. И так из раза в раз.

Весь процесс: демонтаж старого интерьера, ремонтные работы, сборка новой мебели, подвеска штор, светильников, расстановка всяких мелочей — показывают зрителям в мельчайших деталях, ну а кульминацией программы непременно становится тот момент, когда жильцы, сгорая от волнения и любопытства, впервые входят в изменившееся до полной неузнаваемости помещение. Далее следуют охи, вздохи, детские крики восторга и счастливые слезы взрослых, наконец-то приобщившихся к гламуру, который, как метко подмечено умницей Львом Рубинштейном в другой программе НТВ — «Школе злословия» — все больше становится новой официальной идеологией правящего класса.

Я, конечно, иронизирую, и о причинах моей иронии вы прочтете ниже, но хочу оговориться, что создатели «Квартирного вопроса» по черномырдинской формуле искренне хотят, «как лучше». Больше того, получается даже не «как всегда» — и рейтинг стабильно высок, и рекламные доходы, и спонсорские деньги в избытке. Бывает, конечно, что дизайнеров подводит вкус, и хозяева подопытной квартиры оказываются «осчастливлены» настолько, что с трудом скрывают свое огорчение. Но, как правило, все остаются довольны, есть ощущение доброты и теплоты.
И все же, все же…

В одном из последних выпусков «Квартирного вопроса» некую молодую семью порадовали фантастическим редизайном ванной комнаты: постелили деревянные полы из корабельного тика, стены и потолки выложили изумрудного цвета плиткой и множеством зеркал, под подоконником поставили ажурную чугунную батарею художественного литья. Посреди комнаты водрузили огромную ванну «под старину», на гнутых ножках, выкрашенную снаружи в темно-красный цвет. Оснастили все суперсовременными кранами, шлангами, смесителями. Повесили лампы, шторы, занавески в марокканском стиле. То, что получилось в результате, украсило бы номер «люкс» в любой пятизвездочной гостинице, да что там – апартаменты любого нувориша.

Но в том-то и беда, что, судя по тому, какой обшарпанный вид имела ванная комната до ремонта, как скромно выглядели ее симпатичные хозяева, за порогом всего этого великолепия оставалась другая, прежняя жизнь. Ни секунды не сомневаюсь: там, за кадром, была небогатая, изрядно обветшавшая московская квартира со всякой рухлядью и хламом, что обычно заполняет наши дома, нехитрой утварью, старой мебелью. «Бедные ребята! – подумал я. – Так ведь можно запросто заработать раздвоение личности!»

Не боюсь показаться брюзгой, признавшись, что именно такие мысли всякий раз приходят мне в голову всякий раз, когда я смотрю «Квартирный вопрос». Герои прыгают от восторга, радуются обновке, а я думаю: что же будет потом, когда погасят свет, соберут съемочную аппаратуру, когда пройдет эйфория? Каково будет нормальному человеку жить в скромной типовой квартире в «спальной» многоэтажке, где — вставным зубом — одна чудо-комната? Нет, хорошо, конечно, что в жизни происходят хоть какие-то перемены, хоть какой-то праздник. С другой стороны, ведь это ненормально: одной ногой стоять в новой жизни, где роскошно, модно, стильно, гламурно, а другой — в прежнем, суровом, если не сказать — убогом постсоветском быту?

На самом деле, какая страна, такое и телевидение. Оно – слепок с нашей жизни, и «Квартирный вопрос» лишний раз это демонстрирует. Мы семьдесят лет всё пытались построить развитой социализм в одной отдельно взятой стране. Видимо, это вошло в привычку – пытаться создавать островки иллюзорного благополучия в совершенно неблагополучном окружении. Эдакие изолированные комнаты с евроремонтом в длинном коридоре унылых коммуналок.

Вот и Москва у нас теперь – остров развитого капитализма, Лондон, Париж, Лас-Вегас «в одном флаконе». Мы не замечаем, как живет остальная Россия. Мы процветаем за счет одних только беспрецедентно высоких цен на нефть и не думаем, как будем жить, когда — рано или поздно — в один прекрасный день цены упадут, или нефть иссякнет, или случится и то, и другое.

Вот и в правительстве у нас — островок либерализма (хотя уже, в общем-то, весьма относительного). В отдельном по-европейски обставленном кабинете сидят Кудрин и Греф, в остальных — карикатурные бюрократические физиономии.

Вот и само наше телевидение, много лет старавшееся удержать высоко интеллектуальную планку, сдалось и превратилось в море низкопробной «развлекаловки». Но из него одиноким гордым утесом торчит канал «Культура». Руководители ВГТРК, отвечающие и за «Аншлаг», и за «Культуру», когда подуют иные ветры, смогут сказать нечто вроде: «В тяжелые годы путинского застоя мы сопротивлялись наступлению пошлости».

Кстати, руководители госканалов могут в будущем при случае похвастаться и другим: мол, обо многих вещах нельзя было говорить напрямую, так говорили эзоповым. Показывали «В круге первом», «Олигарха», «Курсантов», «Штрафбат», другие фильмы и сериалы, где все плохие ребята – бывшие и нынешние чекисты, где сплошные аллюзии, где умным понятно и про наше прошлое, и про наше настоящее.
Нет, конечно, то на одном канале, то на другом есть отдельные превосходные передачи, К примеру, упомянутая выше «Школа злословия» — раз в неделю в глубокой ночи. Не только островок интеллектуализма, но и некоторого вольнодумства.
Разрешенное вольнодумство доживает свой век и на других каналах. (Заметим, речь идет о вольнодумстве либерального толка, потому что излагать антилиберальные взгляды и оценки не возбраняется, и на этой ниве успешно подвизаются сразу несколько телеведущих.) Некогда блестящее «Зеркало» превратилось в непонятный 15-минутный огрызок эфира, в дежурное полуофициозное интервью с нужным человеком. Право, жаль Николая Сванидзе, которому, по-моему, откровенно скучно отбывать этот номер.

Самый главный остров вольнодумства – «Времена» Владимира Познера на «Первом канале». Владимир Владимирович – фигура знаковая, он ветеран профессии, главный телевизионщик страны, президент Академии российского телевидения. Он – человек либеральных взглядов, при этом иногда резко критических. Их он излагает, например, в своей колонке в журнале Esquire. Почитайте, как он в ней камня на камне не оставляет, скажем, от политики верховных властей в области СМИ. На телевидении он не рискует это делать, там у Владимира Владимировича кредо другое. Он руководствуется теорией «малых дел»: пусть лучше я буду хоть что-то говорить, чем никто не будет говорить ничего. Ради этой возможности Познер идет на многие компромиссы: его программа идет в записи; есть люди, которых Владимир Владимирович, думаю, вполне сознательно не приглашает в эфир, и темы, которые он, по-моему, столь же осмысленно избегает, дабы не создавать конфликтных ситуаций.
Вот и в последнее воскресенье во «Временах» мучительно долго и – не побоюсь этого слова — нудно обсуждалась тема инфляции. В этот день, замечу, были выборы на Украине, все по-прежнему говорят о Белоруссии, где к тому же в лукашенковский застенок попал коллега Павел Шеремет. За неделю в стране и мире произошло еще с десяток событий, взволновавших раздумчивого зрителя больше, чем перспектива роста инфляции.

Есть ощущение, что программу Познера стоит смотреть только ради заключительного двух-трехминутного комментария. В прошлый раз он осмелился обратиться к коллегам — политическим тележурналистам с призывом вспомнить про гражданскую совесть, про идеалы профессии; ответом, как мне уже пришлось говорить, был целый залп откровенно заказных, ангажированных сюжетов в угоду власти.

На этот раз в конце программы Познер говорил о силе общественного мнения в связи с оправданием несчастного водителя Олега Щербинского. Слава Богу, что общественное мнение возмутилось вопиющим по своей несправедливости первоначальным приговором. Слава Богу, что его отменили, а бедолагу выпустили на свободу. Но, к сожалению, Владимир Владимирович не сказал о главном: в судьбе Щербинского решающую роль сыграло не общественное мнение, а «Единая Россия», которая решила возглавить процесс народного возмущения и на этом, безусловно, набрала немало очков. Есть также основания полагать, что и с самого-самого верха прошла команда срочно исправить ситуацию.

И еще: что-то подсказывает, что никакие протесты общественности, никакие коллективные письма или петиции, никакие ленточки, привязанные к антеннам автомобилей автомобилистов, не заставят власть облегчить, скажем, судьбу Ходорковского. Более того, боюсь, что Владимиру Владимировичу ни за что не позволили бы выступить с фирменной «прощалкой» на эту тему. Такое будет возможно только после капитального ремонта, и не только на телевидении.

Новости и материалы
ВСУ атаковали два детских сада Запорожской области
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Ушедшую на почту и пропавшую певицу два дня ищут в Перми
Гуцул заявила, что в аэропорту Кишинева задерживают ее советников
Судья Федотов: игрока ЦСКА надо было удалить в матче со «Спартаком»
В художественной гимнастике переименовали элементы, названные в честь россиянок
Новая Nintendo Switch получит магнитные держатели контроллеров
Власти Оренбуржья объяснили задержки выплат пострадавшим от паводка
Работница российского банка спасла клиентку от телефонных мошенников
Симулятор ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС выйдет в июне
В российском городе сдетонировало самодельное взрывное устройство
В Пентагоне назвали преимущество России перед Западом
Из App Store удалили программы для оголения девушек на iPhone
Стало известно, сколько рублей кабмин выделит Оренбуржью
Стала известна причина осторожной игры в матче ЦСКА — «Спартак»
Разработчикам Fallout предложили сделать следующую часть игры в России
Блогера-самбиста с Украины задержали за нападения на жителей Ростова-на-Дону
Булыкин назвал «Динамо» претендентом на чемпионство в РПЛ
Все новости