Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Чеченский латте и пятигорские байки

Очеркист

Подруга моя рассказала совершенно невозможную историю. Якобы за ней ухаживал джигит, а потом пригласил на природу. Привез барана, там же зарезал и освежевал его, приготовил маринад. Ко всему прочему, джигит этот взял с собой горячий и пышный лаваш, зелень, помидоры, острый стручковый перец. Щебетали птицы, зеленели горы, стрекотал кузнечик. Подруга, поняв к чему все идет, намекнула страстному поклоннику, что рассчитывать не на что и ничего между ними не будет. Ну, не будет и не будет. Он забрал маринад, лаваш, всю зелень и уехал. Стручковый перец с помидорами тоже забрал. Странная, ей-богу, история.

Хотя такая история могла приключиться где угодно. Даже на Кавказе. А он, убеленный сединами, кажется, подустал от стереотипов по отношению к себе. О бескорыстном гостеприимстве, невиданном долголетии, а также о том, что кавказец — это обязательно торгаш, вор и преступник.

Наверное, только этот регион смог вобрать в себя столько противоречивых штампов одновременно.

Кавказское гостеприимство, как социо-культурный феномен, может, и имеет место быть и, вероятно, именно здесь этого больше, чем где бы то ни было, но возводить его в нечто бесспорное и незыблемое вряд ли стоит.

Я еду из Пятигорска в Нальчик. Со мной попутчица. Всю дорогу она что-то громко обсуждает по телефону:
— Там я перехвачу две тысячи и половину отправлю мужу, а то он сейчас не работает. Скоро у него выстрелит одно важное дело и деньги будут. Нет, точно будут в этот раз. Он сказал, что будут точно. Да, три миллиона обещали. Не знаю, что за дело. Он там из кого-то долг выбил.

Поездки по Северному Кавказу очень увлекательны. Из Пятигорска в Нальчик, оттуда во Владик, а из Владика в Грозный таксисты почему-то ездить не хотят. Говорят: «Не хотим светить 15-й регион». Поэтому оттуда возвращаюсь обратно в Нальчик, беру такси и еду в Грозный. Водитель такси — пятигорчанин. Всю дорогу рассказывает смешные истории и анекдоты. Чаще всего похабные.

— А у нас в Пятигорске случай был, — не унимается таксист, — одна женщина-гинеколог решила женить сына. И сын привез домой девушку. Женщина как увидела ее, за сердце ухватилась и потеряла сознание. Угадайте почему?
— Понятия не имею.
— Так она же сама ее и зашивала! – таксист взрывается громоподобным смехом.
— В смысле кодировала или что? – не могу понять отчего таксисту так радостно.
— Восстанавливала девственность. Ты что с Урала?

Таксист посмотрел на меня, как если бы я был идиотом, и на некоторое время угомонился. Следующие полчаса, пока позволял интернет, я изучал довольно интересную для себя тему. Оказывается, не только в Пятигорске, но и по всей России операции по восстановлению девственной плевы довольно востребованы. Правда, я не понял почему гинеколог из Пятигорска хваталась за сердце и теряла сознание. Разве плохо, если родной сын женится на девственнице. Хоть и «восстановленной».

До Грозного долетели быстро. Благо, именно при въезде в Чечню дороги чудесным образом становятся ровнее и чище. А при выезде из Чечни снова колдобины, ухабы и прочие русские беды. Попрощавшись с веселым таксистом и выкроив немного времени для прогулки по Грозному я подхожу к автокофейне на центральной площади. Продавец кофе — рыжий, как солнце, чеченец, мирно спит в машине. Стучусь в окно.
— Можно мне латте.
После того, как меня назвали братом и поинтересовались объемом латте, я протянул продавцу карту.
— Не, у нас только наличные.
— Давайте по сбербанк.онлайн переведу.
— Да ладно, брат, все нормально. Ты же гость.
— Кавказское гостеприимство? – улыбаюсь этому прекрасному, щедрому человеку.
— Чеченское – уточняет он.

С гостеприимством, о котором упоминал ранее, все неоднозначно. Накануне в Невинномысске во время бурного застолья, где меня встречала весьма почтенная публика, один юный пассионарий, решивший низвергнуть «незыблемые истины», сказал буквально следующее:

— Да кому вы втираете. Просто он журналист из Москвы, вот вы и бегаете вокруг него.

До этого все было чинно. Как и положено, произносились речи, говорились набившие уже оскомину тосты о чрезмерной ко мне любви, уважении и преданности. После этого довольно смелого пассажа от юного, как я уже отметил, пассионария в разговор вступила молодая девушка. Она рассказала историю про кавказское долголетие. Каждый из нас хотя бы раз в жизни на свадьбе, или именинах, или другом мероприятии с позитивной повесткой желал кавказского долголетия виновнику торжества. Желал ведь?

Так вот, девушка рассказала, что ее бабушке всегда приписывали 109 лет только потому, что бабушка сама не знала, в каком году родилась и когда ей выдавали паспорт назвала первую пришедшую ей на ум дату. Так и записали, оттуда и считали. Насчитали 109 лет.

А сколько на самом деле – никто не знал. Но, как сказала эта девушка, скорее всего, в то время, когда все восхищались по-кавказски пожилой бабушкой, ей на самом деле было лет 70-80. А какое может быть долголетие в регионе с не самой лучшей экологией, не самыми лучшими условиями жизни, отсутствием многих социальных благ в принципе.

Приезжаем с друзьями в Сигнахи. Это такой древний грузинский городок. Навстречу нам из живописно расположившегося у парка домика выходит милейшая бабушка. Приглашает в гости. Мы всячески отнекиваемся, но самим страсть как приятно. Все это — грузинский воздух, древний реликтовый парк, черепичные крыши, запах свежего хачапури создают поистине головокружительную атмосферу. Бабушка угощает нас чурчхелой, домашним хлебом, наливает домашнего вина.

— Бабушка старая, — делится своими переживаниями хозяйка дома, — бабушке не хватает денег. Оставили бы мне пару лари на продукты.

Мы оставляем денег и идем дальше, рассуждая о том, как бабушке тяжело живется. И никто не осмеливается высказать то, что у всех крутится на языке. Уж больно приятную атмосферу создает кавказское гостеприимство.

А этим летом в столице Карачаево-Черкесии несколько раз сталкивался со странными людьми, которые ходили по улицам города в черных повязках. Что за секта, какие цели преследует и почему именно черные повязки, а не, скажем, черные колпаки или, например, шарфики?
В один из дней, набравшись смелости, я подсел к паре молодых людей в кафе. Они только зашли и сняли повязки, чтобы попить кофе.
— Простите, молодые люди, а что означают ваши эти повязки?
— Это мы чтобы гриппом не болеть, — ответили мне почти синхронно, — просто у нас иногда летают самолеты и что-то распыляют в воздухе, потом все начинают болеть.

Черкесск сам по себе небольшой городок, в котором почти ничего и никогда не происходит. Недавно была история с сенатором Арашуковым, и республика на некоторое время оживилась. Потом все снова затихло и вернулось в обычное русло.

— А наших ученых или спортсменов и не покажут, – говорят обычные люди, — зачем по центральным каналам показывать наши успехи? Куда интересней кавказские бандиты и воры.

Так вот. Из Грозного я уехал в Дербент, а из Дербента возвращался на машине с двумя попутчиками из Адыгеи. Когда молодым людям говоришь, что ты – человек пишущий, имеешь отношение к федеральному изданию, их чаще интересует то, как создается контент, какие темы хорошо «заходят», что интересного я увидел на Кавказе и прочее. Старшее же поколение начинает советовать:

— Вы уж там напишите у вас, что тут много достойных людей. Вот когда показывают Дагестан, постоянно каких-то безграмотных людей в пример приводят, которые даже двух слов по-русски связать не могут, — горячится таксист-пенсионер, — я смотрю центральные каналы и мне так обидно, до глубины души.

В той же Карачаево-Черкесии, где периодически возникают межнациональные споры, одни просят, чтобы обязательно упомянули в статье о том, что про них писал сам Толстой, другие цитируют Пушкина и Лермонтова, которые писали про них. Для людей это важно. Может быть, потому, что на этой маленькой земле, где есть серьезные проблемы с работой, больше ничего не остается, как высчитывать, кто древней и важней на земле. Только жаль, что за этими спорами в стремительно развивающемся мире люди могут оказаться на обочине истории.

Еду из Ставрополя в Нальчик. Для этого забронировал место в приложении по поиску попутчиков. Водителя зовут Василий. Приезжаю в условленное место.
— Салам алейкум – говорит мне Василий.
Немного опешив от сочетания «салам алейкум» с именем Василий, отвечаю:
— Здравствуйте. А почему салам алейкум? Вы же православный?
— Да не знаю, как-то привыкли мы тут так здороваться. Я сам из Черкесска. С пацанами всегда так и здороваюсь.

Удовлетворившись ответом, я протянул деньги водителю. Некоторое время мы ехали молча.
— А почему ты спросил? – вдруг уточнил Василий.
— Просто так. Непривычно.
— Просто если я говорю «салам алейкум», меня больше уважают и считают за своего, – пояснил Василий.

И все же медленно, с гулким и протяжным треском здесь происходят важные изменения. Они в сознании молодых людей. Того поколения, которому повезло застать свободный интернет и соцсети.

Новости и материалы
Соседов объяснил желание Губина завершить музыкальную карьеру
РФ ждет смена экономической модели
Адвокат заявил, что суд хотел допросить сожительницу замминистра обороны Иванова
Российский хоккеист претендует на звание самого выдающегося игрока сезона НХЛ
Путин назвал долю расчетов в нацвалютах в ЕАЭС
Орбакайте захотела продать особняк Пугачевой за 125 миллионов рублей
Эксперт назвал факторы, влияющие на скорость опьянения
На Украине сообщили о повреждении более 800 объектов теплоснабжения
Ида Галич пожаловалась на лишний вес: «Я вешу центнер»
Иностранный теннисист признался, что имеет российский паспорт
Окружение экс-президента Украины предложило отдать России Донбасс и Харьков
Президент Таджикистана прибыл в Москву
Женщина пережила ампутацию из-за того, что медики не оказали ей помощь после укуса собаки
В морском порту в Петропавловске-Камчатском загорелся ангар
Россиянка сорвалась с высокого стеллажа на складе Wildberries
Пентагон сообщил, что США выведут свои войска из Нигера
Уклонение от налогов процветает на фоне конфликта на Украине
Российский школьник надел мусорный пакет на голову учителю и попал на видео
Все новости