Путин всегда дорожил своим имиджем на Западе. Сторонники теории о его возможном уходе в 2008 году с поста президента использовали именно этот аргумент – он хочет остаться в легитимном поле, хочет сохранить авторитет на Западе, хочет стать полноценным членом президентского клуба, не хочет, чтобы к нему относились, как Лукашенко. Все происходящее в России в последние несколько недель напрямую работает против приличного имиджа Путина на Западе. Хотелось бы понять, зачем меньше чем за два года до президентских выборов бить кувалдой по сложной постройке, которую он и его пиарщики возводили в течение неполных шести лет? И кто вообще держит эту кувалду в руках?
Темп происходящего умопомрачительный. В сжатые сроки, буквально в последние пару месяцев идет череда странно-страшных событий. Начало националистических столкновений в разных точках страны, взрывы на рынке в Москве, убийство высокопоставленного чиновника, конфликт с Грузией, приобретший совершенно уродливые формы, активизация Чечни. Убийство знаменитой журналистки.
Путин выглядит нехорошо. Ему приходится и еще придется отвечать на неприятные вопросы, чего он делать не любит.
Вся российская пропаганда утверждает, что конфликт с Грузией спровоцировала сама Грузия. Саакашвили же утверждает, что один раз российского военного уже выслали без лишнего шума и просили Москву не давать более причин к подобным действиям. По словам Саакашвили, российские военные готовили «свержение власти». Наверное, правда, как всегда посередине. Но предсказать реакцию Путина в случае задержания ненавистным ему режимом Саакашвили российских военных спрогнозировать очень просто. В том числе это просто спрогнозировать и российским силовикам. Если я правильно понимаю, то не будь со стороны Грузии «провокации с российскими военными», не было бы конфликта. Но в равной степени имеет право на существование версия, что это российские военные спровоцировали своими действиями грузинские власти. Факт состоит в том, что Москва нагнетала конфликт и после того, как военных вернули России. Факт также состоит в том, что мы имеем конфликт, укрепляющий обе стороны в своем, скажем так, патриотизме. (Только Грузия при этом не отыгрывается на русских, а Россия отыгрывается на грузинах по полной программе). Дальше логично возникает слово «война». Российская пропаганда, естественно, утверждает, что Грузия хочет войны. А грузины, в свою очередь, предлагают российским офицерам и их семьям остаться жить в Грузии, если им там хорошо. Но без танков.
В разгар этого конфликта и за два дня до поездки Путина на встречу с европейскими коллегами Абхазия выступает с прямым обращением к нему лично признать независимость Абхазии и установить ассоциированный статус с Россией. У меня нет сомнений, что Абхазия не сделает такого заявления без согласования с Москвой. Но с кем в Москве?
Путину это заявление сейчас совершенно не нужно. Достаточно того, что Европа сделала более или менее компромиссное, но все же малоприятное для России заявление по поводу эскалации конфликта между Россией и Грузией. Зачем же сейчас загонять Путина еще и в эти клещи – между Грузией и Абхазией? Зачем дополнительно обострять отношения между Тбилиси и Москвой, которые и так уже обострены до предела? Зачем, если Москва не хочет войны? И зачем ставить Путина в еще более сложное положение перед европейской встречей?
Я готова понять, почему республиканцу Бушу может быть (чисто теоретически) кстати победоносная война накануне выборов. Там будут реальные выборы и реальные две партии, которые борются за президентское кресло. А зачем военная истерия на излете второго и вроде как последнего срока весьма благополучного президента, чьего преемника большинство населения примет да хоть и без голосования? Не потому ли, что любой военный конфликт с участием России, если он не дай Бог возникнет, окончательно похерит и без того не очень убедительную версию преемника или преемников и не позволит «отцу родному» бросить свой народ в тяжелый исторический момент.
А зачем в момент, когда Россия не успевает оправдываться по поводу этнических чисток, депортации грузин, в том числе с летальным исходом, устраивать «Русский марш»? Кому нужно вот это националистическое шоу? Путину? Да ему завтра никто на Западе руки не подаст, если так будет продолжаться. И никакая зависимость Европы от российского газа на спасет, потому что в Европе тоже проходят выборы, и здесь лидеры не в состоянии положить с прибором на общественное мнение даже во имя бесценных российских энергоносителей. Общественное мнение в Европе лишилось последних иллюзий по поводу президента России. Причина – характер антигрузинской кампания и его реакция на убийство Анны Политковской.
Путин выглядит очень плохо. Когда твоя огромная страна замахивается на крохотную Грузию, когда тебя просят одним росчерком одобрить нарушение территориальной целостности другой страны, когда ты сортируешь людей по национальностям, когда националисты готовятся выйти на улицы с лозунгами ДПНИ (организация запрещена в России) – надежная опора президента» и «Президентские идеи – в жизнь!», когда с подозрительной регулярностью происходят громкие заказные убийства, вопреки президентским клятвам навести порядок, когда ты обречен до конца жизни в собственный день рождения вспоминать женщину, которую ты не любил и с чьей смертью невольно оказываешься связан навсегда…Когда вот все это вместе в одно и то же короткое время, то Лукашенко отдыхает. Фон, на котором происходит сегодня правление Владимира Путина, чудовищный. Он или этого не понимает, или понимает и одобряет, или понимает, но сделать уже ничего не может.
Владимир Путин рискует оказаться поднятым на щит националистами в своей стране при одновременном естественном дистанцировании от него Запада. Никакие миллионы, которые готов потратить на создание позитивного имиджа России на Западе господин Лисин, не помогут. Накоплена критическая масса негатива, которая уже не рассосется. По крайней мере до выборов. За последние два месяца фатально испорчен и имидж президента, и имидж страны, которую он лепил последние шесть лет. Ухитрились насолить даже безразличному к российской политике западному бизнесу. А впереди еще полтора года, и кто знает, что при тех тенденциях, которые уже очевидны для всех, эти полтора года принесут. Путина будут бесить за границей неприятными вопросами, он будет в раздражении допускать все новые ляпы, это рикошетом будет бить по его возможному благополучному постпрезидентскому будущему. Ситуация в стране будет накаляться, потому что никто и не собирается этого националистического джина загонять обратно в бутылку. А если и хотел бы, то вряд ли уже получится. Владимир Путин может оказаться в ситуации, когда единственным местом на земле, где он будет чувствовать себя комфортно, как он умеет говорить, и безопасно, останется президентский кабинет за Кремлевской стеной. Это означает, что обе кремлевские группировки останутся при своих – местах, ролях, бизнесах, бабках и прочее. Что и требовалось.
У меня нет сомнений, что в России идет большая игра с большими жертвами во имя сохранения и продолжения сегодняшнего кремлевского статус-кво. Никак иначе этот нарастающий снежный ком глупости, ошибок и мерзости объяснить невозможно. И каждое новое событие все дальше загоняет Путина в тупик, из которого в 2008 году (или раньше) не будет выхода. Основная работа высокопоставленных сторонников третьего срока состоит в создании обстоятельств, которые окажутся «выше» Конституции. Это может быть все, что угодно, к сожалению, потому что ставки слишком высоки. Мне представляется, что Владимир Путин оказался заложником этой ситуации, хотя я ни на минуту не снимаю с него ответственность за происходящее. Просто потому что он так устроил жизнь страны, что отвечает в ней за все, и за всех.