Наверное, я выскажу непопулярное мнение. Но давайте все же обсудим. Завтра я выпью стакан холодного белого вина в Париже и с чистой совестью примерно через час после этого сяду за руль. Имею право. Через час даже не потому, что за это время 0,5 промилле превратятся в 0,2, а потому что меньше часа все равно не ужинаешь и даже не обедаешь, если куда-то идешь с друзьями. Сегодня вечером я выпью за ужином в московском ресторане стакан холодного белого вина и за руль не сяду вовсе. Не имею права.
И там и там — это одна и та же я. Не алкоголик, вообще-то редко и мало выпиваю. Но иногда, когда жарко, например, мне хочется холодного белого вина. Ну, бывает.
Я от него не пьянею, меня не тянет после первого стакана повторить, у меня нормальные реакции, нет алкогольной зависимости, в отличие, увы, от никотиновой. Много лет вожу машину и, тьфу-тьфу-тьфу, без неприятностей.
Два года в России действовала норма, которая, в сущности, ничем не отличалась от аналогичной нормы во многих странах. Она нисколько не меняла жизнь людей, любящих выпивать и выпивающих много, в том числе за рулем, но зато не превращала жизнь таких, в сущности, трезвенников за рулем, как я, в вечный сухой закон, не позволяющий ни грамма взрослым, ответственным и законопослушным людям.
И во время действия этой нормы, и до нее, и, уверена, после нее я видела и увижу в Москве людей, которые пьют гораздо больше меня и садятся за руль. И я знаю случаи, когда выпившие совершенно безболезненно для себя договаривались с ГИБДД и ехали дальше, вполне себе поддатые. И знаю случаи, когда приборчики для измерения степени нашей алкогольной безответственности подстраивались так, что даже если ты хлебнул воды, они показывали превышение допустимой нормы – 0,15 миллиграмм на литр «выдоха». И помню остроумный совет, который мне в связи с этим дали московские друзья: прежде чем дыхнуть в приборчик, попроси это сделать гаишника.
Идея обнулить промилле и вернуться к прежним нормативам до 1 июля 2008 года принадлежит, если не ошибаюсь, президенту Медведеву. Затем она была одобрена Думой и вот сегодня Советом федерации. Что я должна предположить? Что президент посмотрел статистику и ужаснулся. Выяснилось, что с 1 июля 2008 года количество аварий по вине водителей с 0,3 промилле в крови резко возросло. Но такой статистики мне не удалось найти. Думаю, ее и нет. Тогда я посмотрела статистику по авариям из-за пьяных водителей. Неожиданно выяснилось, что если за 10 месяцев 2006 года таких ДТП было 14 600, то за тот же период 2009 года (то есть уже после введения нормы 0,3 промилле в крови) их число уменьшилось до 10 568.
Дальше еще интереснее: «по итогам пяти месяцев текущего года на 11% сократилось количество ДТП, которые совершили пьяные водители, и на 35% сократилось количество погибших в этих авариях». Эта статистика прозвучала в Думе при обсуждении полного запрета на алкоголь за рулем. Господин Грызлов на голубом глазу отреагировал на эту информацию: «Думаю, и сейчас мы сможем улучшить ситуацию». То есть давайте еще улучшим то, что и так улучшается, несмотря на более мягкую норму, введенную 2 года назад. Давайте введем вновь строгую запретительную норму, чтобы… Что?
Моя незатейливая мысль сводится к следующему. Государство не борется с пьянством за рулем. Потому что безответственные люди, позволяющие себе серьезно выпивать за рулем, плевать хотели на любые нормы и уж тем более на 0,3 промилле в крови. Так было до 2008 года, после 2008 года, в 2010 году и будет дальше. Государство борется с такими, как я — вполне себе ответственными и соблюдающими в том числе и эти нормы. Оно мотивирует это особенностью нашей загадочной души, поголовной склонностью, видимо, к пьянству. Вместо того, чтобы нормой сделать трезвость и ответственность, оно исходит из того, что норма в нашей стране — пьянство и безответственность. Оно запрещает, наказывая невиновных и уж точно не пьяниц, будучи, в сущности, бессильно повлиять на тех, кто пил, пьет и будет пить. Боритесь с пьянством, господа. Спасайте страну. Пьянство за рулем — лишь отголосок проблемы. Но почему, объясните, должны страдать нормальные, непьющие, уважающие себя и окружающих и соблюдающие правила люди?
Одновременно с этим Совет федерации, признавший сегодня вслед за Думой, что Россия — страна безответственных и не контролирующих себя пьяниц, — отклонил законопроект, согласно которому при приеме на работу в милицию кандидаты должны проходить тест на алкогольную и наркотическую зависимость, а также на психические отклонения. Тут я, разумеется, вспомнила жуткую историю с Евсюковым. А потом подумала: мне теперь не выпить мой бокал вина, если я за рулем, потому что все, так получается, пьют и куда больше бокала. Включая ментов, поэтому их не надо проверять на алкогольную зависимость, а то некому окажется проверять нас.