«Эхо Москвы»: На какой срок вы объединились? Надолго ли? — Иван Новицкий: Надолго. Я думаю, что демократия в России это надолго и навсегда. — «ЭМ»: Знаете, из зала кричат: давайте подробности. — И. Н.: Пожалуйста. Готов обсуждать подробности, принимать предложения, советы.
В таком вот духе. Будто слушаешь скетч Жванецкого, серия «обкомы», откуда-то из начала 80-х. Вообще-то, это не шутки. В течение последних выборных циклов объединение СПС и «Яблока» выглядело одновременно необходимостью и утопией. В последний раз, в 2003 году, так и не объединившись, обе партии вылетели из Думы. В либеральной политике наступил тяжелейший кризис.
И вот, наконец, сформирован союз СПС и «Яблока» на выборах в Мосгордуму, которые считаются основной тестовой площадкой перед кампанией седьмого года. Совместный партсписок на базе «Яблока» возглавил член СПС биолог Иван Новицкий, депутат Мосгордумы с 12-летним стажем. Что ж, это результат. Праймериз так праймериз. Промежуточный, временный ключ к задачке, как сделать так, чтобы выражение «объединение демократов» тоже превратилось в шелуху из ненужных слов.
Начать с того, что объединения и нет. Или оно было всегда. СПС и «Яблоко» всегда разводили кандидатов-одномандатников. И на выборах в Думу, и, в частности, на прошлых московских выборах, в «лужковском списке». А теперь, с новыми правилами, тех же кандидатов «развели» в проходном партсписке. Просто теперь конъюнктура другая, и вместо десятка депутатов-либералов в МГД их будет двое: один — от СПС, другой — от «Яблока» (Евгений Бунимович), а остальные вошли в «Единую Россию». 10 %, барьер на выборах в МГД, как раз и дают два места из двадцати. Ну, может, их будет три.
Мосгордуму формирует Юрий Лужков. С учетом своих отношений с Кремлем. Традиционная технология московских выборов состоит в том, что они проходят в абсолютной тишине, будто их нет вовсе, и при минимальной явке лояльных пожилых избирателей все места оккупирует «лужковский список». 35 мест из 35. Теперь, с партиями, конечно, посложней. Шума побольше. Но все списки уже готовы — «ЕР» партийный плюс одномандатники от «ЕР» плюс демократы (закон требует, чтобы партий в МГД было хотя бы две), — и выборы, можно сказать, прошли. Единственная интрига — что будет с «Родиной» Рогозина, популярной в столице, но конфликтующей одновременно с Лужковым и с Кремлем?
Демократы объединялись так. Правые согласились идти списком «Яблока» в обмен на первое место в нем. Всем съездом предложили своего лидера Никиту Белых. Их союзники сказали «нет», и первое место в итоге получил Новицкий. Почему? А потому, доступно разъяснил Григорий Явлинский, что в МГД должны работать люди с опытом работы в МГД. Это да, конечно.
Но с этими новыми правилами почему не провести в Мосгордуму побольше таких людей, поставив кого-нибудь известного во главе списка?
Соцопросы показывают, что в оптимальной конфигурации, с Ириной Хакамадой на первом месте, демблок набирает до 20 %. Но какое там, Хакамада. Или Явлинский. Или, вот, к примеру, Сергей Митрохин, он — из «Яблока» и популярный в Москве политик. Или даже Белых. Так почему же? — Потому что мы в таких шоу и балаганах не участвуем, примерно такой ответ. Тоже из анекдота. Почем помидоры? 30? Вы что, с ума сошли, я меньше чем за 80 не возьму!
На самом деле в Мосгордуме не было и нет партий. Как не было и нет самой Мосгордумы. Вот депутат Бунимович, звезда МГД, просвещенный культурный деятель, воплощает признание мэрией духа московской, что ли, глубины, это важная роль, и к тому же сделал много хорошего для московских школ. Вот депутат Иван Новицкий — никто, обыкновенный представитель московской номенклатуры.
И вот теперь они вместе изобразят понадобившуюся мэрии картинку столичного демократического привета.
Странное дело. Огромный город. Поговорите с москвичами — с друзьями, со знакомыми. Почти все они — здоровые рациональные люди с собственностью, интересами, представлениями. Многие — вполне либеральных взглядов. У них своя роль — изображать безразличную аудиторию в этой пышной постановке торжества либеральных сил. Им и те не те, и эти не те.
Фарс демократического объединения — наш выбор, а не случайность и не эксцесс.