Начиная с января руководство страны и структуры, обеспечивающие его бесперебойную работу, взахлеб объясняют своим оппонентам, что с ними будет, если они останутся оппонентами. Много телевизионной и сетевой пропаганды о «врагах страны», массовые задержания после 6 мая, «болотное дело», жесткий прессинг «упертых» оппозиционных депутатов, стремительная правка законодательства и многое-многое другое. Эта пока еще игра мускулами, акция устрашения. Кнут щелкает все ближе, но еще не разгулялся в полную силу. Этого стоит бояться не только врагам власти, но и ее друзьям: когда репрессии начинаются по-настоящему, наказание ждет не только противников, но и друзей, а исполнителей приходиться менять почти полностью.
Преследуемые цели определены и очевидны. Задача-минимум — отделить граждан от оппозиционных политиков.
Этот вектор пропаганды уже задан. Граждане хорошие, но немного горячатся, политики коварны и стремятся на горбу недовольных властью жителей крупных городов подъехать поближе к «трубе» и прочему ресурсу.
Решение этой задачи упрощается в силу как минимум двух обстоятельств. Во-первых, основная масса недовольных граждан еще совсем недавно были аполитичны. Что, в частности, предполагает определенный скепсис по отношению ко всем политикам. А подогревает его — и это второе, не менее важное обстоятельство — неспособность (возможно, временная) оппозиции, хоть правой, хоть левой, найти нужные слова для своих потенциальных сторонников.
Однако полагаться на то, что ораторы всегда будут без слушателей, а слушатели без ораторов, власть не может. Это ненадежно. Поэтому значительные усилия будут направлены на сокращение площадок, на которых могли бы встретиться граждане и их возможные лидеры.
Задача-максимум — сократить количество протестующих до приемлемой для власти нормы. Когда даже на разрешенный митинг будут выходить привычные для нулевых годов две-три тысячи человек, голова у работников Старой площади болеть перестанет, а все хлопоты лягут на плечи городского милицейского начальства. Митинг — это частный пример, повышенный интерес граждан к общественной жизни руководству совсем ни к чему.
Так вот, кнута в руках власти для решения этих задач вовсе не достаточно. Нужен еще и пряник.
Казалось бы, им могли стать обещанные Дмитрием Медведевым в бытность его президентом политические реформы. Однако выяснилось, что преемник господина Медведева к обещаниям его относится с видимым скепсисом и выполнять их станет с оговорками, которые полностью меняют смысл задекларированного.
Исполнение же заявленной в декабре прошлого года политической реформы и вовсе выглядит как кнут, который достали из коробки с надписью «пряники». Самое последнее подтверждение тому — злоключения сторонников партии РПР-ПАРНАС на выборах в городскую думу Барнаула.
Но главная проблема в том, что предложения тогда в большей степени поступили не по адресу. Упрощение процедуры регистрации политических партий, возвращение губернаторских выборов, создание общественного телевидения — все это в декабре прошлого года интересовало оппозиционного политика, а не оппозиционного избирателя. Какой пряник предложат последнему?
Если задачей станет умиротворение Москвы, то это могут стать досрочные выборы в городскую думу. Владимир Платонов и его коллеги, избранные еще при Юрии Лужкове, в целом никому из сильных игроков не интересны. Новый мэр может быть даже и заинтересован в том, чтобы набрать новых депутатов. А, соответственно, москвичи — попробовать сломать монополию партии власти хотя бы на уровне своего города.
Если речь идет не только о Москве, но о крупных городах в целом, то таким пряником может стать массированная антикоррупционная кампания. Тут руководство страны сможет решить сразу две задачи: успокоить граждан и «слить» часть госаппарата, который в силу своей зажиточности стал недостаточно подконтролен.
Кроме того, в кремлевской кладовке могут найтись: усиление социалистической риторики с одновременным призывом к фактическому раскулачиванию олигархов (пока еще остались старые), развитие декабрьских демократизационных инициатив (ох, не справились регионы с ответственностью, понаставили заградительных фильтров, ничего, сейчас поправим), радикальные инициативы по исправлению межнациональных отношений.
Да и более редкие щелчки кнутом тоже по нынешним временам могут сойти за пряник.
Вопрос весь в том, насколько адекватно власть оценивает состояние общества. Ошибки, которые Кремль и Белый дом сделали чуть больше года назад, обошлись в полгода нестабильности и жертвы, на которые в другой обстановке никогда бы не пошли. Не факт, что теперь не будут сделаны такие же промахи: люди, может быть, и сменились, а подходы остались прежние.