Партия «Единая Россия» очень хочет стать настоящей КПСС. Не просто какой-то там политической партийкой, от которой дунь — ничего не останется, а солидной и авторитетной организацией, вершащей судьбами страны в целом и отдельного человека в частности. Наверное, это и правильно.
Политические партии в традиционном понимании этого термина в России как-то не приживаются. Народу они не дороги, а власти и вовсе не нужны. Устойчивое равнодушие населения к политике и вовсе ставит под вопрос выживание политических партий как факта реальной, а не виртуально-клубной жизни. Единственный шанс партии выжить — это стать настоящей. Правящей.
«Единая Россия» старается изо всех сил. Будто пылесосом втягивает в свои ряды всех более-менее значимых персонажей политической, общественной, культурной и спортивной жизни. Регулярно выступает с инициативами стратегического значения. Тратит неимоверные силы на пропаганду собственной деятельности. Старается сделать так, чтобы ничто важное без «Единой России» не происходило. И ведь потихоньку получается.
Вот пример из жизни. Большой концерн отправил на свой завод в провинции нового директора. Работа у него шла ни шатко ни валко, и было решено поставить на это место более адекватного специалиста. Прознав про это, неудачливый директор, который успел к тому моменту обзавестись нужными связями, тут же вступил в местную организацию «Единой России» и стремительно занял в ней значительное положение. В итоге руководство концерна было вынуждено отказаться от планов по смене менеджера, поскольку местная организация «ЕР», в которой состояло все местное начальство, выступила решительно против.
Зависимость карьеры от наличии партбилета в кармане безусловно еще не стала тотальной, однако движение в этом направлении ощущается довольно сильно.
Если членство в «Единой России» станет залогом назначения на важную должность не только в структуре государственного управления, но и в бизнесе, то эта партия сможет на какое-то время больше не беспокоиться о своем будущем.
Однако превращение «Единой России» в некое подобие КПСС принесет ей не только бонусы, но и серьезные проблемы. Сегодня в партии, согласно официальной цифре, указанной на официальном сайте, состоит 948 тысяч человек. Возможно к приближающемуся съезду партии, «единороссов» будет миллион. Все бы ничего, но чем больше в «Единую Россию» приходит народу, тем менее управляемой со стороны президентской администрации она становится. Рядовые члены «Единой России», как правило, не просто политизированные граждане, а те, кто привык управлять и руководить. Или хотя бы очень этим заниматься. Желание рядовых карьеристов взбираться по лестнице самостоятельно, а не ждать призывного свистка сверху, рано или поздно выльется в борьбу за внутрипартийную демократию. Собственно говоря, регулярно появляющиеся сведения о предвыборном конфликте между двумя кандидатами «единороссами» или о расколе внутри партии — все это признаки нарастающего брожения «единороссовских» низов.
Руководство партии и ее покровители из кремлевской администрации в политике не новички, однако опыта партийного строительства у них немного. Как и навыков управления настоящей «живой» партией.
Помимо кризиса внутреннего есть и проблема восприятия партии в глазах населения. Одно дело — говорить о своей ответственности за социально-экономическую обстановку в стране, а другое дело — отвечать за нее. Конечно неплохо, когда слово «начальник» является синонимом слова «единоросс» и наоборот. Однако хорошо это только тогда, когда всего в избытке. В конце 80-х «коммунистов проклятых» ругали за все: от дефицита продовольствия по всей стране до поломки рейсового автобуса, перевозившего пассажиров из Владимира в Суздаль и обратно.
Чем больше «Единая Россия» заполняет собой все возможное пространство, тем выше шансы на то, что в конечном итоге ругать за все плохое, будут «проклятых единороссов».
И в этом судьба «Единой России» будет схожа с судьбой КПСС.